Эту мысль повторяли своему юному ученику великому князю Павлу Петровичу его учители пения: "Надо не просто издавать звуки голосом, но вслушиваться в то, как он звучит, понимать и проживать то, что произносишь".
И для начала советовали произносить и пропевать звук собственного имени. А затем имена тех, кого любишь.
Элизавет и Икатерина
Маленький Павел повторял журчащее имя любимой бабушки - Елизавета. И на другой манер - Элизавет. От этого имени на лице сама собой возникала легкая улыбка.
Затем - имена матери и отца. Екатерина он произносил как Икатерина, и эти звуки, будто минуя ухо, проникали за грудную кость, тревожили. А Петр произносил без Ё, через Е, коротко и гордо, как это принято в высоком стиле. Но петь имя отца не получалось. Свое же имя Павел повторял, заглядываясь на Петро-Павловский собор.
Прислушаемся и мы к имени Павел.
Произнесем его вслух и нараспев. Оно простое и цельное, сильное, величественное. Как взмах крыла. Но Великий князь слышал в своем имени иное. Тихий голос Судьбы повторял ему, что он особенный и родился для чего-то очень значительного.
Судьба уже трижды пропела: "царь Петр!" (прадед, двоюродный дед, отец) - и впервые начала новую песню: "царь Павел..."
Повзрослев, Великий князь стал четко различать слова этой песни. Она звала объединить христианство и вернуть в Константинополь православную греческую церковь, внушала, что ему многому надо научить его народ.
А для этого многому учиться самому.
С раннего детства об этом же говорила и бабушка, императрица Елизавета Петровна. Учиться! Особое внимание она, утонченный музыкант, уделяла музыке и балету. Таков был кратчайший путь развить вкус и манеры. Павел с детства хорошо пел французские арии, а духовным песнопениям его обучил архимандрит Платон.
Пел хорошо. Много позже в Вене во время большого европейского турне, которое для них с Марией Федоровной организовала Екатерина II, Павел будет петь французские дуэты с Иосифом II, императором Римской империи германской нации.
Ну а в детстве...
Гранже и Манфредини
Танцам обучал Павла придворный балетмейстер Гранже. Умение держать себя понималось в XVIII веке буквально и воспитывалось через занятия балетом. Известно, что Гранже учил Павла еще старой технике, то есть по танцевальным партитурам Бошана-Фёйе, которые зафиксировали движения всех основных танцев эпохи Людовика XIV.
Вот бы увидеть, как юный Павел Петрович танцует антре (выход) Аполлона Жан-Батиста Люлли!
В годы же своего царствования на балах под воздействием сильных чувств император Павел просил музыкантов сыграть для него какой-нибудь барочный танец, хотя на дворе уже стояло время, которым правил классицизм. Но Павел наиболее полно выражал себя через шедевры старого барокко.
Учителя клавесина ему выбрала мать. Им стал придворный композитор Винченцо Манфредини. Отношение юного Павла к учебе можно увидеть по той благодарной памяти к своим учителям, которую он пронес через всю жизнь. Всех их он старался облагодетельствовать, особенно став императором.
Именно увлечение музыкой сблизило Павла с его будущей супругой Марией Федоровной. Та была страстной меломанкой. Павел - некрасив лицом, но занятия балетом сформировали стать, притягательную красоту движений. Мария Федоровна умела смотреть на мужа глазами из сердца, умела понимать его. Это ценнейший дар, разжегший в их семье огонь счастья и одаривший супругов многими детьми.
Гатчина и Судьба
В Гатчине и Павловске, летних резиденциях великокняжеской четы, кипела музыкальная жизнь. Придворным гатчинским композитором был Дмитрий Бортнянский, там он написал несколько опер для талантливой аристократической молодежи, окружавшей Павла Петровича и Марию Федоровну, которые сами нередко были участниками спектаклей. Кроме опер писались арии, песни, инструментальная музыка и военные марши. Павел сильно повлиял на развитие военной музыки и обновил ее репертуар. Он провел реформу армии, которую отрабатывал на своем Гатчинском полку. Результатом этой реформы стала победа над Наполеоном.
А декорации к гатчинским спектаклям оформлял Пьетро Гонзаго - последний из величайших театральных декораторов прошлого, которого пригласил в Санкт-Петербург архитектор Кваренги.
В церкви Гатчинского дворца император Павел хранил святыни Мальтийского ордена: часть древа Животворящего Креста Господня, правую руку Иоанна Крестителя и Филермскую икону Божией Матери.
Жизнь в Гатчине была наполнена трудами и упорядочена. Сам Павел и дети вставали очень рано и строго следовали расписанию дня. Дисциплина в противовес хаосу!
Гатчина была любимым домом Павла Петровича. Коллекции Гатчинского дворца, подобранные с исключительным вкусом, соперничали с Эрмитажем Екатерины II. "Будто рог изобилия, до краев наполненный картинами, опрокинулся над Гатчиною, и чудеса живописи рассыпались по дворцу" - писал Трубников в знаменитом номере журнала "Старые годы" за 1914 год, посвященном Гатчине.
Картинка обложки "Старых годов"
Именно в Гатчине Павел начал воплощать в жизнь то, о чем еще в детстве пел ему тихий и настойчивый голос Судьбы.
Гатчина не похожа ни на один из пригородов Санкт-Петербурга. Там свой особенный мир, особый дух. Такой, как Гатчина, Павел хотел видеть всю империю. Гатчина наполняет русскую душу чем-то для нее новым, еще небывалым. Или... хорошо забытым.
Став императором, Павел стал наполнять новыми смыслами и Санкт-Петербург, в первую очередь архитектурными. Архитектурная реформа, которая должна была донести до Города и Мира новые смыслы, началась с того места, где в далеком 1754 году родился сам Павел Петрович, с деревянного Летнего дворца царицы Елизаветы Петровны. На его месте возник Михайловский замок. Царь принимал активное участие в проекте, он был автором концепции. Замок со шпилем, посвященный архангелу Михаилу, и сегодня кажется несколько чужим.
Однако прадед, без сомнения, одобрил бы этот выбор.
Вспомним фигуру Петра I, выезжающую из ворот Замка. Памятник, выполненный старшим Расстрелли, великолепен, выразительны слова на его пьедестале: "Прадеду Правнукъ". Михайловский замок по замыслу Павла - это не просто его дом, но новый духовный центр Санкт-Петербурга, полный сакральных смыслов и символов.
"Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней". Эта надпись, украшающая портик над входом, станет понятнее, если принять во внимание, что двор, куда мы попадаем через этот вход, имеет точную форму и размеры абриса Иерусалимского храма.
Павел, как бы продолжая идеи патриарха Никона, взялся создавать нового человека, соответствующего Небесному Иерусалиму. Отсюда и сакральные иерусалимские символы на его Михайловском замке. За свою задачу царь взялся как скульптор, отсекая теслом и молотком все лишнее. Наверное, и камню больно, и он недоволен. Если бы жизнь дала императору Павлу больше времени, голоса тех, кто поносил его, поблекли бы в сравнении с результатами его трудов.
Павел трудился без пощады к себе, ежедневно, над новым образом человека его империи. Служил этим Богу, служил этим и нам.
Два Павловска
Многие факты из жизни Павла полностью разбивают сложившийся негативный образ. Учтя роковую ошибку своего отца, императора Петра III, он короновался вместе со своей женой. И так же поступали все его потомки. Для коронации Марии Федоровны была заказана специальная корона, как в дальнейшем свою корону будет иметь каждая императрица. Императоры короновались короной Екатерины Великой - так решил Павел.
Какое еще нужно подтверждение законности в глазах Павла Петровича царствования его матери!
Мы забываем, что император - это в первую очередь глава семьи, начиная от близких родственников и заканчивая последним жителем страны. Государство - это большая семья, а родственники - семья малая. Любой мог написать жалобу Павлу и знать, что царь ее прочтет и примет меры. Неудивительно, что Екатерина не желала видеть сына главой над собой. Павел это понимал и соглашался с этим.
История летней резиденции в Павловске связана с рождением первого внука Екатерины, будущего императора Александра I. На радостях Екатерина купила финскую мызу, в окрестностях которой любила охотиться. Так, неподалеку от Царского Села появился Павловск, получивший имя наследника престола. А вскоре Кваренги заложил неподалеку от дворца церковь Марии Магдалины, святой покровительницы Марии Федоровны.
Но до этого уже существовал другой Павловск. Тот был заложен на берегу Азовского моря чуть раньше, и в этом азовском Павловске также был храм Марии Магдалины. Два одинаковых сюжета. Они не могли развиваться одновременно, и Потемкин принимает решение переименовать Азовский Павловск в Мариуполь. В 1934 году мариупольский храм Марии Магдалины был снесен, и на его месте построен Драмтеатр. Разрушенный во время недавних ожесточенных боев за Мариуполь...
Судьба дала нам удивительный шанс: после разрушения Драмтеатра во время недавних боев за Мариуполь вернуть к жизни первый мариупольский храм. Не случилось.
Не будет ли выходом домашняя часовня в театре с небольшим музеем, посвященным истории этого места и той, в чью честь он был построен?
На фронте СВО, где я был солдатом Первой фронтовой творческой бригады, каждый день я начинал с молитвенного обращения к Николаю Чудотворцу и императору Павлу Петровичу с просьбой благословить меня на новый день достойного служения. Этого же правила придерживаюсь и сегодня.