06.06.2025 21:17
"Родина"

"Отложить строительство в Москве монорельсовой дороги": почему у монорельса в столице такая сложная судьба

Текст:  Артем Локалов
В Москве предприняли новую попытку закрыть монорельсовую систему - это поезда, которые движутся по эстакаде, которая соединяет станцию метро "Тимирязевская" и ВДНХ. Монорельс появился в Москве чуть более 20 лет назад, а мог быть запущен еще в 1960-х. Корреспондент "Родины" изучил вопрос.
Монорельс могли начать строить в Москве еще в 1960-х. / genplanmos.ru
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

На сайте "Активный гражданин" сейчас проходит голосование, что делать с монорельсом. Там описаны преимущества нового парка, который хотят устроить вместо него и москвичам предлагается выбрать один из трех вариантов ответа на вопрос "Вы поддерживаете решение о создании прогулочного зеленого парка в воздухе на месте Московского монорельса?" Сейчас с большим отрывом лидирует вариант с парком, существенно отстает вариант за сохранение монорельса и еще меньше людей высказалось за то, чтобы этой темой занимались специалисты.

"Подвесной парк", который хотят создать на эстакаде шестиметровой высоты, должен включать пешеходную и беговую дорожки, зоны отдыха с цветниками и деревьями, видовые точки - дорога проходит мимо Останкинской телебашни, усадьбы Останкино, ВДНХ.

Московские власти указывают на то, что такие проекты уже реализованы в крупных городах мира, например "Хай-Лайн" в Нью-Йорке и "Гудс-Лайн" в Сиднее. Они построены на месте железнодорожных линий. А "Скайгарден" в Сеуле создали на бывшей автоэстакаде.

"Хай-Лайн" для прогулок в Нью-Йорке создали на бывшей эстакаде. / iStock

- Монорельс возвели больше 20 лет назад и изначально не доделали. Тогда это было интересное технологическое решение, но сегодня оно устарело и не отвечает современным требованиям. Монорельс давно перестал полноценно выполнять транспортную функцию. За последние десять лет поток пассажиров сократился в десять раз. В сутки им пользуются менее двух тысяч человек, из них 150 - местные жители, а большая часть - это туристы. Себестоимость поездки одного пассажира составляет около 1,5 тысячи рублей, что почти в 20 раз больше себестоимости поездки на метро, - отмечается на портале "Активный гражданин".

Здание Большого Московского цирка не будут сносить

Доделывать монорельс не собираются, приводить к современным требованиям - тоже. Сегодня монорельс с двумя составами на линии работает в экскурсионном режиме, интервалы движения - 30 минут. Московские власти констатируют: новые поезда для монорельса не производятся, аналоги отсутствуют. Обновление вагонов и организация производства с нуля стоит 20 миллиардов рублей - как 130 новых вагонов метро.

Отмечается, что теперь москвичи строят свои маршруты через станции метро "Фонвизинская" и "Бутырская", которые возвели после ввода монорельса, а также через станцию "Останкино", которая вошла в МЦД-3.

Московский монорельс

Кроме того, специалисты выявили ненадежность монорельса, поэтому НИИ "МосТрансПроект", который специализируется на транспортном планировании и урбанистике, предложил превратить устаревшую инфраструктуру монорельса в парк.

Среди его преимуществ называют и ограничение доступа туда самокатчиков. Но ограничение не есть запрет и, видимо, даже в подвесном парке, если он появится, от самокатов будет не спастись. А в память монорельсе хотят сохранить несколько вагонов в том же парке. Вот и вся история.

Но просто заменить монорельс на прогулочную эстакаду не получится. Очевидно, потребуется значительное ее расширение, фактически новое строительство, отмечают специалисты. Такое строительство, в свою очередь, тоже потребует немалых вложений. Собственно, как и модернизация существующего монорельса.

Испытание монорельсовой системы с использованием магнитной левитации

Его открыли в 2004-м, но только в 2008-м поезда стали ходить там в нормальном, а не экскурсионном режиме. Монорельс продвигали тогда, в том числе, как одно из преимущество олимпийской столицы - Москва претендовала на проведение Игр в 2012 году.

Но в итоге все вновь пришло к схеме, когда монорельс работает как экскурсионный транспорт. На протяжении всего времени, что он существует в Москве, шли разговоры, как монорельс модернизировать. Но, судя по всему, ошибка была заложена еще на стадии проектирования.

Почему метро в Москве поначалу был он, а не оно

Постепенно инфраструктура стала приходить в упадок, Вагоны списывались, а новые не производились. Предлагалось переделать монорельсовые эстакады под трамвайные, продлить их и связать две трамвайных системы в одно целое, но и этот вариант, судя по всему, отпал. Как и последняя попытка спасти монорельс - запустить по эстакадам беспилотные поезда. Об этом проекте сообщал ТАСС в 2023-м.

Теперь все идет к тому, что Москва вслед за троллейбусом откажется и от монорельса. К сожалению, он так и не стал своим в столице. Хотя мог появиться еще к Всемирной выставке 1967 года. Но выставка в итоге прошла в Монреале и от стройки монорельса отказались. Но этот вид транспорта продолжал вдохновлять советских инженеров. Они разрабатывали проекты и с подвесной, и с навесной системами - которую в итоге и воплотили в Москве, но уже не советской, а российской столице.

Поезд Московской монорельсовой транспортной системы близ ВДНХ. / Евгений Одиноков / РИА Новости

А еще 60 лет назад рассматривали вариант с монорельсвой системой вдоль Малого кольца МЖД, но и эта история не случилась. Правда, уже в наши дни Малое кольцо стало пассажирской системой - Московским центральным кольцом.

В 1968-м Институт Генплана Москвы разработал трассу монорельса, которая соединяла исключительно живописные места Москвы - она должна была соединять Тушинский аэродром со станцией метро "Молодежная" и проходить над Москвой-рекой, Серебряным Бором, Мневниковской поймой. Но в итоге здесь построят только метро.

В конце 1968 года Президиум Совета Министров СССР постановил "отложить решение вопроса о строительстве в Москве опытного участка пассажирской монорельсовой дороги" и поручил профильным комитетам "дополнительно изучить этот вопрос".

Проектные решения монорельсовой дороги Москва - аэропорт Внуково. 1964 год / genplanmos.ru / "М.Ф. Марковский в воспоминмниях коллег, друзей, сокурсников"

Вопрос изучили и в 1990-х, как отмечает историк архитектуры и градостроительства Москвы Александр Змеул, стали проектировать монорельс над Москвой-рекой. Предполагаемая трасса должна была пройти от Крылатского до Печатников - это почти 42 километра. На пути хотели построить 36 станций, которые сейчас очень напоминают причалы для электрических судов, которые курсируют по Москве-реке.

Монорельс в итоге построили, но не над рекой, а от "Тимирязевской" до улицы Сергея Эйзенштейна. Чтобы спустя 20 лет работы закрыть. Экономичный вид транспорта, как его всегда позиционировали, оказался очень дорогим и на этапе строительства, и на этапе эксплуатации. И если метро активно продолжают строить и сейчас, используя современные технологии, то монорельс, судя по всему, остается в истории неудачной попыткой создать альтернативу подземке.

Хотя, возможно, монорельс и продолжит вдохновлять инженеров, как делал это, начиная с 1900-х годов.

Транспорт в Москве будущего на открытке кондитерского товарищества "Эйнемъ". 1914 год / genplanmos.ru / "М.Ф. Марковский в воспоминмниях коллег, друзей, сокурсников"
Новости