Как сообщает Институт археологии РАН, речь идет о целом ряде предметов, среди которых имеются терракотовые статуэтки, маски, керамические вотивы и фрагменты фигурного сосуда.
"Вотивные приношения датируются не ранее IV века до нашей эры, но в основном относятся ко II - первой половине I века до нашей эры, - отмечают в ИА РАН. - Завойкин отмечает взаимосвязь сюжетов и атрибутов, обнаруженных в святилище, с некоторыми погребальными традициями на Боспоре в период эллинизма".
Полностью исследование опубликовано в журнале "Проблемы истории, филологии, культуры". В нем детально описаны находки из святилища Элевсинских богинь Деметры и Коры-Персефоны, расположенного на изолированном мысу в центральной части поселения Береговой 4. Этот памятник находится в Темрюкском районе Краснодарского края, на берегу Таманского залива.
Дионис и другие божества почитались здесь не меньше Деметры и Коры-Персефоны. На это указывают найденные изображения самого бога, в частности его маски, а также фрагменты терракотовой статуэтки и фигурного сосуда, представляющие Диониса или его спутника Силена.
Кроме того, найдены керамические вотивы в виде атрибута бога - виноградной грозди, и три статуэтки, одна из которых представляет полуобнаженного мальчика в "дионисовом венке", играющего с собачкой.
Две другие однотипные статуэтки изображают сидящих девушек, которые в одной руке держат гроздь винограда, а другой рукой удерживают гуся (или утку), тянущегося к плодам.
"Присутствие в святилище Деметры и Коры-Персефоны изображений Диониса, его символов и спутников, конечно же, не должно вызвать удивление, поскольку этот бог в разных своих ипостасях и под разными именами (Загрей, Иакх, Эвбулей) - неизменный персонаж элевсинского предания и культа", - подчеркивает Алексей Завойкин.
По его мнению, вотивные приношения, найденные в святилище Береговой 4, лишь фиксируют присутствие здесь этого многоликого бога. Прежде всего, это небольшие терракотовые маски бородатого Диониса, изображенного в высокой "жреческой" повязке в виде тюрбана, с венком из листьев и плодов плюща с двумя так называемыми "коримбами" в центре и выступами - рожками по бокам от них.
Одна из масок сохранилась целиком, другие, к сожалению, дошли до наших дней лишь фрагментарно. Все они найдены в верхнем горизонте культурного слоя, поэтому их датировали II - первой половиной I века до нашей эры.
Подобные артефакты ранее находили и в других античных храмах. Исследователи считают, что многочисленные находки терракотовых масок Диониса бесспорно отражают популярность его культа.
"С поклонением Дионису связаны и керамические вотивные поделки в виде виноградных гроздей, - сообщает ученый. - Подобные находки также хорошо известны в культовых контекстах времени правления на Боспоре Митридата VI Евпатора Диониса".
Еще одной интересной находкой в святилище стал обломок пустотелой, оттиснутой в формах статуэтки. Она изображает голову "бородатого Силена" в характерном венке в виде толстого валика, причем автор статьи отмечает, что статуэтка выполнена с большим мастерством.
"Старческое лицо с выпуклыми надбровными дугами, широкий нос, тяжелые полуприкрытые веки - склоняют к традиционному мнению, что эта терракота представляет учителя и спутника Диониса, Силена", - следует из научной статьи.
К дионисийской тематике ученый отнес и фигурный сосуд закрытого типа, от которого сохранились фрагменты венца, горла и самой верхней части тулова, выполненного в форме головы. Вероятно, сосуд представлял собой изображение головы персонажа, связанного с богом виноделия, причем аналогии этому сосуду отыскать не удалось.