"С 1949 по 1954 год в нем располагался технический архив строительства № 501 Главного управления железнодорожного строительства МВД СССР, - информирует пресс-служба губернатора ЯНАО. - После консервации строительства железной дороги здание было передано городскому архиву, в котором он размещался до возведения нового".
Перед стартом работ было проведено техническое обследование. Оно показало, что здание, несмотря на достаточно солидный возраст, сохранилось на 90 процентов. Причем некоторые элементы этого сооружения можно назвать не просто историческими, но и уникальными.
Например, сохранились несущие балки, изготовленные из стальных рельсов, которые использовались при строительстве железной дороги Чум - Салехард - Игарка. Деревянным окнам было трудно выдержать испытание временем, но часть из них удалось восстановить. Сообщается, что они установлены в оригинальном виде, как полвека назад.
Строительные работы начались весной 1949 года с двух сторон: от Салехарда и от Игарки. По данным ресурса Ura.ru, к строительству дороги в 1950-е годы было привлечено около 100 тысяч заключенных, через каждые 10-12 километров устанавливали лагпункты:
"501-й стройку назвали из-за особой нумерации ГУЛЖДС - железнодорожного подразделения ГУЛАГа (главного управления исправительно-трудовых лагерей). Так обозначалось строительство трансполярной магистрали от станции Чум до реки Пур. Строили дорогу заключенные".
"В то время это была исправно работающая система - в ГУЛАГе заключенные строили многие важные инфраструктурные объекты, в том числе транспортные и промышленные, так было заведено еще в начале 1930-х годов. На пике стройки - в 1950-55-х годах в лагпунктах по всей дороге содержалось порядка 100 тысяч человек", - ранее сообщил ресурсу историк Константин Карташов.
"После смерти Сталина проект закрыли, успев проложить, по разным данным, 800-1000 км, - информирует ресурс Goarctic.ru. - Стройка была заброшена - рельсы обрывались неподалеку от нынешнего Нового Уренгоя, и только в 1955 году 200 километров дороги от станции Чум до Лабытнанги достроили и ввели в эксплуатацию. В основном железка осталась невостребованной - "мертвой".
Строительство 501-й стройки включало в себя не только прокладку железной дороги, но и возведение около 500 объектов различного назначения силами заключенных, уточнили в пресс-службе губернатора ЯНАО.
"На сегодняшний день в регионе под государственной охраной находятся девять объектов, связанных с этой исторической вехой, - добавили в ведомстве. - В Салехарде - здания начальной школы, архива 501-й стройки и театра. В Надыме - два лагерных пункта и два моста. Кроме того, под охраной находятся два дома, расположенные рядом с бывшей станцией Ярудей на железной дороге Чум - Салехард - Игарка".