Уникальность находки в том, что на том же самом камне был найден более поздний рисунок, который недавно начал покрываться патиной. Он похож на букву "Т". Ученые считают, что это казахская тамга (родовой фамильный знак, который ставился на имущество, включая скот). Она называется "айбалта" и относится к роду "Жагайбалы".
Уточнятся, что слово "ай-балта", написанное через дефис - это топор (в переводе на русский - "лунные лезвия"). Его изготавливали в виде птицы - летящего сокола. Таким образом, с одной стороны камня есть изображение в виде птицы, датированное каменным веком, а с другой - казахская тамга, означающая сокола (этому рисунку всего 150-200 лет). При этом более поздние художники древнюю птицу на камне точно увидели, но, скорее всего, недопоняли или недооценили и превратили ее в лук, нарисовав от ее крыльев тетиву.
По мнению археологов, которые обследовали памятник, здесь могло быть древнее святилище. За эту версию говорит несколько фактов: расположение на возвышенности; размещение глыбы с рисунком в ровном кругу камней. Здесь установлены стелы из белого кварца, который в данной местности не встречается - его сюда притащили специально. Под камнем с птицей есть фундамент, а каменные распорки держат его в вертикальном положении.
Интересно, что схожий рисунок, но изображающий рыбу, есть на камне на острове Вера, расположенном на озере Тургояк. Ученым предстоит выяснить, принадлежат ли эти артефакты одному народу и культуре и какой смысл они несли.
Петроглифы, найденные археологом Алексеем Окладниковым