"В отчетном году мною были обозрены шесть приходов в Аляске и три в Штатах, - писал будущий святитель. - Так как взяты были самые отдаленные пункты, то пришлось совершить пути 24750 верст и пробыть в отсутствии из Сан-Франциско около 4-х месяцев (115 дней)".
Епископ отмечал труднодоступность приходов Аляски, так как там не было телеграфа, а почта отправлялась всего раз в месяц и шла почти целый месяц.
Впрочем, сначала Тихон посетил с инспекцией приходы в американских городах Чикаго, Аллегени (теперь - Питсбург) и Нью-Йорк. Это были главные приходы православной церкви в США, и особых проблем в них не оказалось. На Аляске Тихон посетил Квихпахскую и Кускоквимскую миссию и по пути к ним - Уналашку, а также острова Святого Георгия и Святого Павла и Михайловский Редут.
"Первые две миссии - самые отдаленные, - писал Тихон. - Хотя православные общины и существуют на севере Аляски еще с 1845 года, но архиереи там не бывали, так как проникнуть туда чрезвычайно трудно. Мне пришлось для этого не только ехать по быстрым рекам в утлой ладье (байдарке), но и идти пешком по тундрам, спать подряд 12 ночей на голой земле, испытывать недостаток в самой необходимой провизии, вести "кровавую" борьбу с досадными насекомыми..."
При посещении Квихпахской и Кускоквимской миссий Тихон с грустью констатировал, что "положение наше там не особенно твердо, и силы наши слабы".
Давая оценку работе духовенства, Тихон обратил внимание на двух священников Гебея и Грушку в США, а на Аляске - на Кускоквимского миссионера Орлова, которые "дают повод делать им упреки в нерадении, бездеятельности, нетрезвости, нетактичности, иногда в корыстолюбии".
"При посещении мною приходов в Аляске было усмотрено, что некоторые иереи не чужды торгашества, - отмечал Тихон. - Посему циркулярно внушено Аляскинскому духовенству, чтобы пастыри подавали пример прихожанам в обогащении себя не сокровищами гибнущими, а сокровищами духа - верою и любовию".
Также священникам по итогам инспекции предписывалось приобретать для себя от прихожан меха и шкуры по рыночным ценам, поскольку те иногда просили продать дешевле, как своему духовному отцу. Также запрещалась священникам торговля мехами, чем они активно промышляли.
По оценкам Тихона, прихожан Алеутской епархии в 1900 году насчитывалось около 30 тысяч человек. Правда, статистика была неточной, поскольку в "исповедных" списках при инспекции нашлись "столетние старики, давно уже помершие". В Штатах тоже по местам "на бумаге" значилось больше прихожан, чем было в действительности.
"По племенам и народностям прихожане распределяются так: русских - 1012, галичан - 2458, угрорусов - 4264, буковинцев - до 1000, сербов и других славян - до 2500, греков - до 600, арабов - до 6000, креолов - 2179, индийцев - 2142, алеутов - 2720, эскимосов - 5101, других племен - 24 человека", - перечислял Тихон.
Он также сообщал, что по степени религиозности в Штатах первое место из прихожан занимали на тот момент "воссоединившиеся от унии русины, которые любят свои храмы, немало жертвуют на них, часто заказывают литургии, нередко приступают к таинству покаяния, знают общеупотребительные молитвы и любят почитать книги религиозно-нравственного содержания".
При этом он отмечал, что на Аляске алеуты стояли выше всех по любви и преданности Православной Церкви, по усердию к храмам, образцовому стоянию при богослужении, почтению и послушанию священнику.
Всего в Алеутской епархии на тот момент насчитывалось два православных собора - в Сан-Франциско и Филадельфии, - а также 57 часовен и молитвенных домов. Церковных школ в епархии насчитывалось 55, обучалось в них около 1000 детей.
"В Аляске наши школы нередко находят себе противников и даже врагов в лице школ-приютов разных миссионерских обществ, - писал Тихон. - Инославные миссионеры заманивают в свои приюты наших детей-сирот или от смешанных браков и воспитывают их там, конечно, в духе своего учения. В "стране свободы всяких вер" (а нередко и произвола сильного над слабым) нужно бороться с этим злом не запрещениями, а, по возможности, равным оружием".