Илья, вы своих дедов застали?
Илья Учитель: Деда по папиной линии - нет. А маминого отчима застал.
Кто-то из них похож на деда из вашего фильма?
Илья Учитель: Это ведь собирательный образ. Из воспоминаний каждого члена нашей большой команды. Система была такой: каждый должен был написать какие-то смешные истории про своего деда. Набралось около 300 таких историй.
Вы тоже писали?
Илья Учитель: Конечно. Как дедушка смотрит телевизор и измеряет себе давление. Такие воспоминания, как выяснилось, у многих. Но мой дед активным был - в футбол и баскетбол меня учил играть. Наше лето проходило не в деревне - на даче. Дед все время возился не с мотоциклом, как в фильме, а с машиной. Я все пытался помочь, а он меня прогонял.
С раритетным мотоциклом на съемках тоже пришлось повозиться?
Илья Учитель: Да! Обычно ведь как: находишь старинный классный драндулет, который до съемок исправно работает, а на съемочной площадке - перестает. Когда снимали эпизод, как дед разгоняется на мотоцикле, держа нитку, к которой привязан зуб внука, который нужно выдернуть, цепляли мотоцикл на зеленый трос - его в кадре потом надо было стирать. В каких-то дублях мотоцикл сам ехал, в каких-то его тянули. Какой-то из дублей в итоге вошел в фильм.
Кадры со съемок фильма "Батя 2. Дед" с Евгением ЦыгановымВажная линия фильма - воспоминания деда о Великой Отечественной.
Илья Учитель: Они совпадают с воспоминаниями дедушки продюсера и автора сценария фильма Антона Зайцева. Его, собственно, и зовут, как деда. Дед Антона потерял глаз во время войны и медсестра выводила его из-под обстрела. Этот эпизод мы тоже показываем. А мой дед по папиной линии - Ефим Учитель - был фронтовым оператором еще на Советско-финской войне, потом и на Великой Отечественной. Пережил с бабушкой блокаду Ленинграда.
Вы знакомы с его работами?
Илья Учитель: Само собой. Есть хрестоматийный кадр из ленинградской блокадной хроники, когда обессилевший человек идет по улице и падает, очевидно, умирает. По рассказам папы, дед переживал из-за того кадра, хотя его и убеждали, что ничем помочь человеку уже было нельзя…
Режиссером фильма "Батя" был Дмитрий Ефимович, а "Батю 2. Деда" снимали уже вы. Почему?
Илья Учитель: Я наш фильм воспринимаю как отдельный. Мне нравится "Батя", но когда прислали сценарий нашего фильма, он назывался просто "Дед". До этого я не смотрел "Батю". Понятно, что есть пересекающиеся персонажи, но мне приятнее думать, что это отдельное кино. Даже несмотря на то, что в названии есть "Батя". Просто без него, вероятно, наш фильм не имел бы таких результатов в прокате.
То есть это возможность сделать фильм еще успешнее.
Илья Учитель: Да, потому что "Батя" стал народным хитом, причем даже не столько в прокате, а когда вышел в онлайн-кинотеатрах. Теперь все захотели посмотреть "Батю 2. Деда".
И молодого, и старого деда играет Евгений Цыганов. В гриме его не узнать.
Илья Учитель: Мы сначала выбирали более возрастного актера на роль деда, но решили рискнуть и гримировать Евгения. И все оправдалось.
Цыганов, насколько понимаю, интеллигентный человек, дедовские замашки, которые мы видим в фильме, изначально были не в его стиле?
Илья Учитель: Когда мы пригласили Евгения на пробы, сразу поняли, что попали куда нужно. Кандидатура его ведь возникла неслучайно. Есть замечательный спектакль "Я - Сергей Образцов", где Цыганов в пластическом гриме играет собственно Сергея Образцова - кукольного режиссера. Но там дедушка в его исполнении интеллигентный. Поэтому и наш дед поначалу получался таким профессорским. Но мы быстро это искоренили. Сказал: "Женя, это деревенский дед, он должен быть грубее". Пытались еще подобрать какой-то говор, но справились и без этого.
Фильм начинается с того, что дед лежит в гробу в ожидании смерти. В гроб Цыганов лег без проблем?
Илья Учитель: Абсолютно. Евгению даже нравилось лежать в гробу. Интерьер деревенского дома мы воссоздали в студии и на съемках было жарко. В перерыве открывали окна в нашей "избе", туда направляли трубы кондиционера и пытались помещение охладить. И Женя в этом гриме с радостью ложился в гроб - отдыхал в ожидании, когда все будут готовы снимать. А вот в финальной сцене, где дед уже мертв, "снимался" не Женя, а манекен с пластическим гримом.
Если дом вы снимали в студии, то деревню для съемок нашли реальную, в Пермском крае, верно?
Илья Учитель: Да, у нас все продюсеры - пермяки. Но при этом их пришлось уговаривать снимать в селе Кын. Я их понимаю: туда сложно добираться - четыре часа от Перми. Но это село того стоило. Мы хотели показать холмы, горы, реки - и все в одном месте. Ближайшим оказалось село Кын.
Как вы его отыскали?
Илья Учитель: Наш художник-постановщик Денис Бауэр работал там фильмом "Подельники". Но тогда съемки проходили зимой, а мы снимали Кын уже летом.
Кадры со съемок фильма "Батя 2. Дед" с Евгением ЦыгановымГде жили во время съемок?
Илья Учитель: В Кыне есть две небольшие гостиницы. Место живое - туда приезжают художники, туристы для сплава по реке. Кто-то из съемочной группы жил в деревенских избах - это даже комфортнее. Местные бабушки Цыганова в гриме воспринимали так, будто он такой и есть. И не только деревенские, кстати. Наш кастинг-директор Ира Малышева - из Перми. И пригласила для съемок пожилых актеров из своего города, а также Лысьвы, Екатеринбурга. Все бабушки во время съемок поминок или дня рождения не поняли, что дед - это на самом деле молодой человек. И строили ему глазки.
А почему не нашли подходящий дом для съемок в Кыне?
Илья Учитель: Нашли! Но не смогли попасть внутрь. Только когда пришло время возвращаться, появилась возможность в нем побывать. Внутреннее убранство идеально нам подходило для съемок, но мы в итоге все взяли за основу. Эти эпизоды нам удобнее было снимать уже в павильоне.
В фильме звучит ретромузыка, а финал сопровождается песней Анны Герман "Город влюбленных". Честно говоря, очень люблю эту песню и не смог сдержать слез…
Илья Учитель: Очень хорошо.
Но как вы выбрали именно эту песню? Вы родились в 1992-м, а тронула вас мелодия и слова из 1960-х.
Илья Учитель: Впервые услышал песню уже будучи взрослым. Она меня тронула. И именно ее я выбрал для финала фильма. Но когда я сказал, что хочу только эту песню, началась паника.
Почему?
Илья Учитель: Сложно было найти, кто владеет авторскими правами на нее. Но мы рискнули - и снимали концовку именно под нее, даже когда не было прав. И по ним все же удалось договориться, пусть и в ущерб некоторым другим композициям, по которым договориться не успели.
Анна ГерманПо песням "Сектора Газа" договорились.
Илья Учитель: Вот с ним проблем не возникло. Там все правообладатели на виду.
Вы понимаете почему ваш фильм сейчас цепляет людей?
Илья Учитель: Лето, дед, деревня… Этого ведь меньше становится. Многим людям понятно, что это такое, но те, кто младше, уже воспринимают такую историю, как научную фантастику. Но надеюсь, есть простые семейные ценности, которые будут цеплять всегда.
Фраза деда: "Такую страну просрали…"
Илья Учитель: …была в сценарии изначально. Это образ деда. Просто дед помнит себя молодым, помнит себя в той стране и ему кажется, что все было ярче, лучше.
Мы превратимся в таких дедов?
Илья Учитель: Кончено. Вы же начали ворчать?
Да.
Илья Учитель: И я.
Кстати, как вы реагируете на критику фильма?
Илья Учитель: Не читаю критиков, потому что нынешних сложно назвать критиками. Раньше был какой-то анализ, это была целая профессия. А теперь оценочные суждения. Главное для нас было сохранить смысл фильма при переписывании сценариев: пока мы помним своих дедов - они живы. Похоже, нам это удалось.