Подробности студенческой жизни
В самом конце прошлого, 2024 года я получил из культурной столицы России замечательную книжную новинку - три тома (пять книг) фундаментального издания "Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках". Подобные капитальные публикации мало кто читает от корки до корки. Удел таких книг - стоять на книжной полке и терпеливо ожидать специалиста, которому потребуется отыскать тот или иной мемуарный текст, проверить цитату или навести справку. Однако я с неослабевающим интересом прочел все пять книг, последовательно перелистывая 2870 страниц текста и 80 страниц вклеек с иллюстрациями.
Наличие тщательно фундированных бытовых и исторических комментариев позволило сделать максимально комфортным неторопливое погружение в давно прошедшее прошлое, казалось бы, никак не связанное с настоящим. По сути, в мои руки попали первоклассные документы и материалы для написания обобщающей монографии под условным названием "Повседневная жизнь Императорского университета". Мне стали ведомы "начала и концы" этой жизни - от рассвета до заката империи.
Читая документы и материалы, я узнавал ряд выразительных и говорящих подробностей студенческой жизни. Например, в XIX веке за 15 копеек можно было купить три пирожка или свежую сайку с желтой икрой (вероятно, щуки или судака) - таков был студенческий обед. Потратить 10 копеек на конку считалось непозволительной роскошью, а 15 рублей в месяц за отдельную комнату - очень высокой платой и едва ли не расточительством. За 4 рубля можно было купить билет на "чугунку" из Петербурга в Москву, а за 25 рублей - скромно прожить месяц в столице: "можно было удовлетворять все потребности и даже иногда посещать театр"1.
Студенты и власть
Но самое главное заключалось в ином. Я увидел, как у разных поколений студентов формировались их непростые и противоречивые взаимоотношения с носителями верховной власти и российским образованным обществом.
Александр I совершает свою ежедневную прогулку по центру столицы. На набережной Фонтанки он замечает группу воспитанников Благородного пансиона Санкт-Петербургского университета, которые, увидев государя, поспешно сходят с тротуара и продолжают свой путь по мостовой. Поравнявшись с воспитанниками, Александр I ласково говорит: "На тротуар, на тротуар! Я один, а вас много"2.
Пройдет несколько лет - и власть перестанет быть столь снисходительной. Встреча Николая I с тремя студентами, которые не заметили царя на Адмиралтейской площади, не стали во фрунт и не отдали честь, закончится для молодых людей заключением на гауптвахте. "...Помните, что, ежели я сравнял вас с офицерами, то и требую от вас того же чинопочитания"3, - назидательно изрек Николай I. Он не жаловал университет, крайне неохотно принимал на службу в лейб-гвардию его выпускников, считая их носителями либерализма, и за долгие тридцать лет своего царствования лишь один-единственный раз побывал в университете.
Петербург конца XIX века на цветных фотолитографияхНа престол взойдет Александр II. Наступит эпоха Великих реформ. В одночасье студенты окажутся в небывалом до той поры фаворе: на них станут смотреть как на надежду России. В мае 1858 года поэт Владимир Бенедиктов напишет пронзительное стихотворение "К новому поколению (От стариков)", восторженно встреченное студенческой аудиторией.
- Шагайте через нас! Вперед! Прибавьте шагу!
- Дай бог вам добрый путь!
- Спешите! Дорог час.
- Отчизны, милой нам, ко счастию, ко благу
- Шагайте через нас!
- ...
- И если мы порой на старине с упорством
- Стоим и на ходу задерживаем вас
- Своим болезненным,
- тупым противоборством -
- Шагайте через нас!4
Недоросли и смутьяны
Увы, надеждам "стариков" на "молодую Россию" не суждено было сбыться. Поколение "детей" слишком резво перешагнуло через поколение "отцов" и бесповоротно разорвало все связи с прошлым. Как известно, Недоросль из одноименной комедии Дениса Фонвизина не хотел учиться, а хотел жениться. Вот и студенты-недоросли эпохи Великих реформ по-прежнему решительно не желали учиться. Они хотели управлять государством Российским! Осознав себя катализатором общественного недовольства, студенты перестали посещать лекции и превратили университет в очаг беспорядков. Учились они от случая к случаю - налегке, на бегу.
Когда в сентябре 1861 года ординарный профессор российской словесности Александр Васильевич Никитенко упрекнул смутьянов, что такими выходками они лишь вредят Санкт-Петербургскому университету и науке, то один из участников несанкционированной студенческой демонстрации дерзко ответил: "Что за наука, Александр Васильевич! Мы решаем современные вопросы"5.
Власть ответила на студенческие беспорядки прогнозируемыми репрессиями. Так "энергия заблуждения" породила недоучек, которым пришлось расстаться с мечтой о высшем образовании.
Пройдет менее десяти лет - и печально известный вольнослушатель университета (1868-1869) Сергей Геннадьевич Нечаев, стремясь спровоцировать очередную волну студенческих беспорядков, воскликнет на одной из сходок: "Подлецы пусть изучают эту науку..."6
Легендарные профессора и выдающиеся выпускники
Завершится "железный" XIX век. Начнется непродолжительный Серебряный век - и появится луч надежды на возрождение. "Почти во всем эти двадцать каких-нибудь лет - означали подъем и расцвет, дотоле у нас невиданный. Тем, кто был молод тогда, дано было чувство, что открылось для них будущее России, что зовет оно их, как еще никого не звало"7. Первая русская революция, Первая мировая война и Великая русская революция перечеркнули эти надежды.
Профессор Иван Михайлович Гревс (1860 - 1941), сам подвергавшийся правительственным репрессиям за участие в революционном движении, в 1910 - 1911 годах, когда чтение его курса лекций будет прервано всеобщей забастовкой, подведет неутешительный итог вовлеченности нескольких студенческих поколений в революцию:
"Наука - важнейший фактор прогресса. Недопустимо подготовку молодежи к научной деятельности ставить в зависимость от действий властей. Университет должен, как лазарет во время войны, оставаться под белым флагом. Прошло лишь одно десятилетие нового века, а сколько семестров было загублено забастовками. Это все создает самую серьезную угрозу русской науке"8.
Перелистаем это чрезвычайно полезное издание воспоминаний и дневников, авторы которых принадлежали к разным поколениям студентов, в чьих судьбах наиболее колоритно отобразилась исполненная неизбывного трагизма история взаимоотношений власти и образованного общества.
Вчитываясь в язвительные отзывы современников о профессорах университета, не будем забывать и о том, что социологи называют "смещением выборки". Среди профессоров Императорского Санкт-Петербургского университета были не только "герои 20-го числа" (в этот день все чиновники Российской империи получали жалованье), но и первоклассные ученые с мировым именем, например, ученый-энциклопедист Дмитрий Иванович Менделеев, химик Александр Михайлович Бутлеров, лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, историк литературы Александр Николаевич Веселовский, антиковед и филолог-классик Фаддей Францевич Зелинский, философ Лев Платонович Карсавин, историки Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, Владимир Иванович Ламанский, Николай Иванович Кареев и Сергей Федорович Платонов.
А среди вольнослушателей, студентов и выпускников университета были не только возбудители общественного спокойствия и "пламенные революционеры", но и цвет государственной и интеллектуальной элиты Российской империи: министры и генералы, литераторы и путешественники, ученые и журналисты. Достаточно вспомнить выпускника естественного отделения физико-математического факультета Петра Аркадьевича Столыпина. Поэтому, знакомясь с субъективными мемуарами современников, не будем забывать о необходимости обязательного применения к ним "коэффициента искажения".
Да, история университета не может быть сведена к преисполненной величайшего эмоционального накала истории несбывшихся надежд современников на "молодую Россию". Но цена несбывшихся надежд оказалась чрезвычайно высока и выразилась, по словам одного из авторов многотомника, в нескольких "зачеркнутых судьбой поколениях"9.
Иван Иванович Панаев (1812-1862) - прозаик, литературный критик, сотрудник журналов "Отечественные записки" и "Современник". В 1825-1830 годах учился в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете.
"Мы не приобрели никаких, даже элементарных научных сведений.
В тумане голов наших бродят бессвязно кое-какие исторические имена, названия городов и войн, какие-то годы и цифры, но не только года, столетия мешаются и перепутываются в них. Мы выходим из пансиона такими же детьми, какими вошли в него,?-?только детьми, потерявшими пушистость щек и уже начинающими подбривать и подстригать усы и бороду. При нашем невежестве и отсутствии умственного развития мы принимаем все на веру и безусловно и входим в избитую колею, не только не понимая возможности какой-либо другой, лучшей жизни, различной от нашей, но даже не будучи в состоянии вообразить что-нибудь лучшее. Нечего и говорить о чувстве общественном, гражданском. О пробуждении его едва ли и думало тогдашнее воспитание. Чинопочитание, покорность до того были вкоренены в нас в родительских домах и потом развиты в пансионе, что мы, вступая в свет, совершенно теряемся и робеем при появлении каждой титулованной особы и при взгляде на всякую блестящую обстановку. При этом у нас только возникает одна мысль: "Как бы поскорей добиться до всего этого?"
Вот каких полезных деятелей приготовлял для отечества Благородный пансион!"10
Александр Михайлович Скабичевский (1838-1911) - литературный критик, историк литературы, постоянный сотрудник журнала "Отечественные записки". В 1856-1861 годах учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил со званием кандидата. (Звание кандидата университета не имеет ничего общего с ученой степенью кандидата наук: его можно сравнить с современным дипломом с отличием.)
"Казалось бы, главным и в то время единственным оплотом против терпимой и поощряемой начальством деморализации студентов должна была явиться наука: если бы студенты увлекались ею под влиянием талантливых и богатых эрудициею профессоров, то, конечно, им не пришло бы в голову разбивать кабаки или сбрасывать с прохожих шапки. Но профессора, по большей части, представляли из себя застегнутых на все пуговицы своих форменных мундиров, тщательно выбритых чинуш, помышлявших лишь о том, как бы успешнее угодить начальству и снискать побольше наград, чинов и крестиков"11.
"Студенты вдруг, словно по какому-то наитию, почувствовали свою силу, осознали, что они хозяева в университете"12.
"Студенты находились в то время в большом фаворе... на стороне их было общественное мнение всей России. Вообще, в то время все русское общество находилось в воинственном настроении, с каждым днем более и более разгоравшемся. Казалось, не сегодня-завтра готовилась вспыхнуть революция. Все ее боялись и в то же время с нетерпением ждали. Толкам, спорам, разговорам, слухам не было конца"13.
Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) - публицист, литературный критик, переводчик. В 1856-1861 годах учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил со званием кандидата.
"...Молодежь наша очень сильно изменилась в последние три-четыре года. Уже в 1858 и 1859 годах студенты, поступившие в университет, не были похожи на нас, студентов III и IV курсов. Поступая в университет, мы были робки, склонны к благоговению, расположены смотреть на лекции и слова профессоров как на пищу духовную и как на манну небесную. Новые студенты, напротив того, были смелы и развязны и оперялись чрезвычайно быстро, так что через какие-нибудь два месяца после поступления они оказывались хозяевами университета и сами поднимали в студенческих кружках дельные вопросы и серьезные споры"14.
"Факультеты стараются образовать специалистов и вместо того образуют только односторонних теоретиков. Студент, по выходе из университета, находится в положении Сократа: он знает только то, что ничего не знает, по крайней мере ничего такого, что приложимо к жизни и к какой-нибудь отрасли труда. ... Университет не дает нам истинно образованных людей, потому что его устройство ставит много препятствий на пути самостоятельного умственного развития учащихся; университет не дает специалистов, потому что специалиста не может образовать школа, его образует только самая работа. Что же дает нам университет??-?Людей, пропитанных умозрениями, принимающих теории за аксиомы, уходящих от жизни в книгу и сохраняющих в своих фразах и рассуждениях отпечаток того факультета, в котором они были замкнуты"15.
Александр Александрович Пеликан (1848-1915) - с 1865 года студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, впоследствии известный юрист, дипломат, цензор Санкт-Петербургского цензурного комитета.
"С новым режимом (начала царствования Александра II. - Авт.) явилась относительная свобода. Студенты получили возможность собираться на сходки, выбирать для переговоров с начальством по вопросам, касающимся всего студенчества, депутатов, иметь свои касу, библиотеку и пр. студенческие организации"16.
"Сочувствие общества всецело было на стороне студентов, в их пользу раздавались голоса и из реакционного лагеря; тогда никому в голову не приходило обвинять их в анархизме и стремлении к ниспровержению государственного строя. На них смотрели, как на цвет и надежду России, находили, что их надо беречь, а не рассылать по дальним губерниям под надзор полиции"17.
Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия - Смидович) (1867-1945) - врач, прозаик, литературовед, поэт-переводчик. В 1884-1888 годах учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил со званием кандидата. В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского (Юрьевского) университета.
"Да, жизнь была страшна, грозна, она надвигалась, как непобедимое чудовище, заражая смертельным дыханием все вокруг. И какие тут могли помочь "малые дела", какое "непротивление"? Нужен был великий подвиг, полное самопожертвование - и притом самопожертвование без малейшей надежды на успех"18.
"Последний, четвертый, год студенческой моей жизни в Петербурге помнится мною как-то смутно. Совсем стало тихо и мертво. Почти все живое и свежее было выброшено из университета. Кажется мне, я больше стал заниматься наукою"19.
Сергей Александрович Жебелев (1867-1941) - историк, филолог-классик, профессор Ленинградского государственного университета, академик АН СССР. В 1886-1890 годах учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета.
"Лекции, практические занятия, работа над сочинением - так складывалась моя университетская жизнь. ...Вообще, в мое время студенчество не только не было организовано, но было даже как бы разбито: недаром устав 1884 г. трактовал студентов, как "отдельных посетителей". "Политикою", при обилии занятий и при увлечении ими, заниматься было некогда, да к ней, признаться, тогда и не тянуло. ...
Худо ли это или хорошо, не знаю - я в течение университетского курса всецело был охвачен занятиями наукой. Поэтому единственным развлечением в однообразном времяпрепровождении, если не считать чтения и посещения театра, особенно итальянской оперы, служили происходившие в университете же вступительные лекции новых приват-доцентов, а иногда и профессоров, и ученые диспуты"20.
Михаил Михайлович Могилянский (1873-1942) - участник революционного движения, общественный деятель, публицист. С 1892 года студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета (не окончил).
"С ближайшими товарищами я усвоил себе тогда взгляд на студенчество как на силу, способную стать революционным бродилом и открытым выступлением, все равно по какому поводу - существующий режим всякому, самому незначительному поводу придаст революционный характер, творить "пропаганду действием" ...
Разочарование, получившееся в результате движения, привело к окончательному падению ожившего старого взгляда на студенчество как на аванпост в политической борьбе. Складывается взгляд, что студенческое движение только дает политической полиции легкую возможность вырывать из университета наиболее ценные элементы, не приобретая вместе с тем сколько-нибудь серьезного политического значения"21.
Борис Владимирович Никольский (1870-1919) - литератор, поэт, ученый-правовед, общественный и политический деятель; член "Союза русского народа". Расстрелян в 1919 году, реабилитирован в 2002 году. В 1889-1894 годах студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
"7 марта 1900 года. Ну, скажите, по совести, ну разве же не профессора кругом виноваты в дикости, шалопайстве и невежестве студентов, в университетских беспорядках и всем, что с этим связано? Студенты так и льнут к серьезному слову, к работе, к серьезным воззрениям и убеждениям. Если в чьих мозгах сифилис, так это в профессорских. Эти штатные шарлатаны, ординарные и экстраординарные, кувыркаются на кафедрах в сифилитическом вкусе, уверовав, будто их публика этого с них требует и будто без этого нельзя. А развращающее влияние этих оговорок и недомолвок, которыми они думают угодить воображаемому большинству, - влияние на большинство действительное - не поддается описанию"22.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - российский и американский социолог. В 1914 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Правый эсер, приват-доцент (1917-1920), профессор (1919-1922) Петроградского университета. В 1922 году выслан из Советской России.
"Если в начале войны царское правительство поддержала вся нация, то его неготовность и растущая неспособность успешно вести оборону страны быстро подорвали патриотическую поддержку, доверие к правительству и его престиж. Уже в 1915 году многие из нас были уверены, что дни режима сочтены и необходимо строить какие-то планы основательной перестройки общества и принимать решения, позволяющие справиться с усиливающейся разрухой и проникновением врага в глубь русской территории.
В конце 1916 и январе 1917 года общая ситуация в стране стала критической"23.
P.S. Итоговый вывод из продолжительного чтения многотомной саги о Санкт-Петербургском университете я совершенно неожиданно нашел в рассуждениях Василия Васильевича Бессеменова, героя пьесы Максима Горького "Мещане" (1901), обращенных к сыну Петру, бывшему студенту-юристу, выгнанному из университета за участие в студенческих беспорядках:
"Учись! Но ты не учишься... а фордыбачишь. Ты вот научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел. Из университета тебя выгнали. Ты думаешь - неправильно? Ошибаешься. Студент есть ученик, а не... распорядитель в жизни. Ежели всякий парень в двадцать лет уставщиком порядков захочет быть... тогда все должно придти в замешательство... и деловому человеку на земле места не будет. Ты научись, будь мастером в твоем деле и тогда - рассуждай... А до той поры всякий на твои рассуждения имеет полное право сказать - цыц!"24.
- 1. Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках. В 3 т. Т. 2. 1862-1916. Кн. I / сост. и отв. ред. Е.А. Ростовцев. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2024. С. 79.
- 2. Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках. В 3 т. Т. 1. 1807-1861. Кн. I / сост. и отв. ред. Т.Н. Жуковская. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2024. С. 51.
- 3. Там же. С. 290.
- 4. Бенедиктов В.Г. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1983. С. 458 (Библиотека поэта. Большая серия).
- 5. Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках. В 3 т. Т. 1. 1807-1861. Кн. II / сост. и отв. ред. Т.Н. Жуковская. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2024. С. 108.
- 6. Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках. В 3 т. Т. 2. 1862-1916. Кн. I / сост. и отв. ред. Е.А. Ростовцев. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2024. С. 91.
- 7. Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках. В 3 т. Т. 2. 1862-1916. Кн. II / сост. и отв. ред. Е.А. Ростовцев. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2024. С. 417.
- 8. Там же. С. 346.
- 9. Там же. С. 418-421.
- 10. Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках. В 3 т. Т. 1. 1807-1861. Кн. I / сост. и отв. ред. Т.Н. Жуковская. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2024. С. 74-75.
- 11. Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках. В 3 т. Т. 1. 1807-1861. Кн. II / сост. и отв. ред. Т.Н. Жуковская. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2024. С. 12.
- 12. Там же. С. 23.
- 13. Там же. С. 25.
- 14. Там же. С. 377.
- 15. Там же. С. 383.
- 16. Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках. В 3 т. Т. 2. 1862-1916. Кн. I / сост. и отв. ред. Е.А. Ростовцев. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2024. С. 61.
- 17. Там же. С. 63.
- 18. Там же. С. 421.
- 19. Там же. С. 442.
- 20. Там же. С. 469-470.
- 21. Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках. В 3 т. Т. 2. 1862-1916. Кн. II / сост. и отв. ред. Е.А. Ростовцев. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2024. С. 10, 23.
- 22. Там же. С. 168.
- 23. Там же. С. 380.
- 24. Горький М. Собрание сочинений. В 18 т. Т. 16. М.: Художественная литература, 1963. С. 29.