"Американцы в те годы совсем обнаглели. Пользуясь преимуществом в высоте и скорости, они постоянно заходили в наше воздушное пространство. Главной целью самолетов-разведчиков были наши радары. Часто RB-47 подходили к границе фронтом со стороны Норвегии, потом разворачивались и уходили. При этом засекали параметры работы включившихся РЛС", - писал Василий Амвросиевич в воспоминаниях.
Вечером 1 июля оператор радара ПВО Михаил Фрыкин заметил отметку цели, приближавшейся к границе на высоте 9000 метров, и доложил дежурному офицеру. С аэродрома Килпъявр по тревоге подняли в воздух дежурную пару истребителей гвардейского истребительного авиационного Печенгского Краснознаменного полка имени Б.Ф. Сафонова: МиГ-19 и Су-9. Поляков взлетел первым.
"Мне на МиГе сделать это было проще, чем товарищу на "Сухом". Пока он комбинезон наденет, гермошлем... Минут 10 понадобится", - вспоминал летчик.
На американском самолете шел пятый час полета, когда второй пилот Олмстед заметил в нескольких километрах справа инверсионный след советского истребителя. Капитан Поляков доложил о визуальном контакте с целью и ее движении в сторону материка. С земли приказали определить принадлежность самолета.
МиГ-19 приблизился и убедился: RB-47 ВВС США (хотя и так было понятно). Последовала команда проверить оружие и принудить нарушителя к посадке. Истребитель приблизился к разведчику на 30 метров и установленными международными правилами движениями самолета передал сигнал: "Внимание! Следуйте за мной".
Вместо подчинения американец увеличил скорость и изменил курс, намереваясь уйти из воздушного пространства СССР. Поляков доложил об этом командованию и получил приказ уничтожить цель.
Дистанция была слишком короткой для применения ракет (под крыльями МиГ-19 висели блоки НУРС С-5), поэтому летчик дал две очереди из 30-мм пушки и тут же круто отвернул вверх, опасаясь ответного огня.
"RB-47 вздрогнул и пошел на снижение. С вершины "горки" я увидел исходящие от него яркие пульсирующие точки - это били пушки разведчика".
Позже в ходе расследования штурман Маккоун и Ольстед заявили, что огонь был открыт непреднамеренно - якобы при покидании самолета кто-то задел гашетку. МиГ-19 сделал круг, наблюдая, как американский самолет задымил, потом из фюзеляжа вырвался огненный факел. Под левым крылом RB-47 загорелись двигатели, самолет потерял управление и стал падать в море.
"Цель исчезла", - доложил Поляков и получил команду возвращаться.
Командир разведчика Палм, второй пилот Ольстед и штурман Маккоун выпрыгнули с парашютами. Двум последним после приводнения удалось воспользоваться спасательными плотами, через шесть часов их подобрал траулер "Тобольск". Тело Палма нашли на следующий день - он умер в воде от переохлаждения.
Членов экипажа RB-47 вскоре доставили в Москву, тело командира передали США. Выживших летчиков отпустили домой после следствия, в 1961 году.
Советский истребитель МиГ-19