17.07.2025 18:23
"Родина"

Музеи Московского Кремля показали икону "Страшный суд" после 9-летней реставрации

Текст:  Екатерина Зайцева
В Успенском соборе Московского Кремля прошла презентация, на которой представили уникальную икону "Страшный суд" - один из древнейших памятников из собрания собора, ранее висевший в его южном пристенном иконостасе. В 2016 году икона была отправлена на научную реставрацию. И вот, спустя девять лет, отреставрированный памятник искусства XIV-XV веков наконец возвращен в Успенский собор.
Научная реставрация предполагает максимальное сохранение памятника искусства в его первозданном виде, без позднейших включений / Екатерина Якушева
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

На иконе, сюжет которой обращен к целому комплексу текстов Ветхого и Нового Заветов, символически показана кульминация земной человеческой истории, конец времен, второе пришествие Спасителя. В этот момент должен состояться последний суд над человечеством. В верхней части иконы изображен Иисус Христос во славе с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Предтечей. В центре изображен сам Суд - взвешивание грехов человеческих на весах. Нижнюю часть занимают несколько сцен. Слева - видение пророка Даниила о грядущем всеобщем воскресении. Справа - изображение геенны огненной. Еще ниже помещены круги ада с мучениями грешников, а также врата рая и идущие к ним праведники.

Реставрацией иконы "Страшный суд" все эти годы занималась ведущий художник-реставратор Лариса Гущина. Ее главной целью было "раскрыть" икону от старого потемневшего реставрационного лака 1920-х годов. Ведь именно тогда, почти 100 лет назад, проводилась последняя реставрация шедевра. "Смотришь на икону, как будто сквозь непрозрачное, темно-коричневое стекло", - так описала ее состояние художник-реставратор высшей категории Елена Юдина. Она же подчеркнула, что "после того, как икона была раскрыта, выявился колорит авторской живописи. Он яркий и праздничный. Стали видны многие мельчайшие интересные детали".

В Успенский собор Московского Кремля после реставрации вернулась икона "Страшный суд"

Долгое время, чтобы сохранить иконописное изображение, реставраторы прошлых лет использовали олифу, которая неизбежно темнела с годами. Но современные методы и техники более совершенны и, в том числе благодаря им и кропотливой работе реставратора, была выполнена столь сложная задача не только по успешному "раскрытию" иконы, но и по бережному сохранению авторской живописи. Именно сохранению, а не восстановлению, поскольку научная реставрация предполагает максимальное сохранение памятника искусства в его первозданном виде, без позднейших включений. Так не теряется его историческая и художественная ценность.

Проведенные работы позволили получить богатый материал для продолжения изучения этого иконописного памятника. При исследовании живописи иконы в инфракрасном и рентгеновском спектре удалось обнаружить ранее неизвестные фрагменты авторской живописи, теперь навсегда скрытые от зрителя более поздними слоями краски.

"Храм на государевом дворе": 540 лет назад заложен Благовещенский собор Московского Кремля

Реставрационные работы подтвердили предположение о том, что икона относится к искусству Московского княжества XIV-XV столетий. А это значит, что хранящийся в Успенском соборе образ - один из самых ранних в русской живописи примеров обращения к теме Страшного суда, сохранившийся до наших дней.

Кроме этого, скорее всего, именно эта икона стала прототипом аналогичной сцены в знаменитой росписи 1408 года в Успенском соборе города Владимира, авторами которой были Даниил Черный и Андрей Рублев. Об этой вехе в истории русской иконописи рассказывается в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев" (1966). По сюжету, иконописец, возглавляющий работу по украшению храма московского и владимирского великого князя Василия Дмитриевича, отказывается писать жестокую сцену Страшного суда, поскольку не хочет запугивать неграмотных простых прихожан страшными изображениями.

Детали отреставрированной иконы "Страшный суд"

Кстати, хранитель Успенского собора Алексей Барков, рассказывая о значении отреставрированной иконы и об истории ее бытования отметил, что Андрей Рублев, действительно, иначе, чем другие иконописцы, воспринимал сюжет Страшного суда. Он видел в нем не "перспективу адского пламени, а перспективу новой встречи с Господом, радостной и светлой жизни".

Кажется, будто икон и росписей в отечественных храмах и музеях очень много и реставрация одной из них - вполне рядовое событие. Это абсолютно не так. На самом деле, до нас дошло не более пяти процентов того отечественного иконописного богатства, что было создано мастерами прошлого. И поэтому особенно должна быть дорога каждая сохраненная роспись, каждая отреставрированная икона.

/ Екатерина Якушева


Новости Реликвии