Одним из восстановленных сейчас фрагментов стал сюжет под рабочим названием "Пирующие на красном фоне". Утраты красочного слоя здесь значительные. Тем не менее, как поясняют в Эрмитаже, для реставраторов важен каждый миллиметр исторического слоя.
Каждая красочная точка имеет значение, ведь она позволяет определить направление движения руки художника и границы предметов.
С помощью специального инструмента и под микроскопом художник-реставратор восстанавливает фрагменты монументальной живописи, относящейся к VI-VIII векам, когда Пенджикент был одним из крупнейших центров Согдианы, исторического государства на территории современного Таджикистана.
Уже отреставрированные части стен дают представление о том, как выглядели парадные залы домов богатых согдийцев. Стены дворцов и жилых помещений были практически полностью украшены. Здесь преобладает синий фон, который свидетельствует о богатстве жильцов. Краска из лазурита была очень дорогой. Интересна и композиционная подача в древних росписях. Она напоминает современные комиксы. В сюжетах нашлось место бытовым сценам, басням и даже анекдотам.
Пенджикент был столицей восточного кантона Согдианы и славился своими храмами и дворцами, украшенными живописью. Город достиг пика своего развития в начале VIII века, но был захвачен арабами в 722 году. Несмотря на это, жизнь в Пенджикенте возродилась в 740-х годах, но к 780-м годам город был окончательно покинут.
За почти 70 лет раскопок археологи вскрыли здесь огромные площади. Эрмитаж посвятил целых восемь залов согдийской культуре, где представлены ранее отреставрированные настенные росписи и другие артефакты. В скором времени экспозиция обещает пополниться.
Фрески, найденные при раскопках патрицианского дома в Помпеях