Петра Полянского можно назвать профессиональным советским заключенным, ибо самый первый из сохранившихся документов - справка с пометкой "секретный отдел ВЧК" датирован 1921 годом: "Полянский Петр Федорович обв. в к/р. Дело направляется в Моск. губ. сов. нар. суд от 2/III-21 г.".
Собственно же дело митрополита Петра за № 5938, которое я держу в руках, начато 28 ноября 1930 года. Оно наполнено копиями и справками, испещрено штампами и пометками об учете, контроле, досмотре, списании в архив и в фонд прекращенных дел. Я хочу провести вас по жизненному пути митрополита, используя как вехи выписки, справки, меморандумы ОГПУ и руководящие указания.
В 1930 году Патриарший местоблюститель митрополит Крутицкий Петр находился в очередной ссылке в Хэнской тундре.
В это время... "1930 года ноября 28 дня. Начальник 2-го Отделения Секретного Отдела Полномочного Представительства ОГПУ по Уралу, рассмотрев материалы на адмполитссыльного Полянского (Крутицкого) Петра Федоровича, рожд. 1862 г., происх. из кр-н Воронежской губ., служитель религиозного культа, по обвинению его в том, что, находясь в ссылке, он среди окружающего населения вел пораженческую агитацию, говоря о близкой войне и падении Советской власти и необходимости борьбы с последней, а также пытался использовать церковь для активной борьбы с соввластью... постановил: приступить по сему материалу к производству расследования..." (язык и стиль документов сохраняются. - авт.).
Толчок дан. Машина закрутилась...
"1930 года, ноября 29 дня, я, Начальник 2 Отделения СО (секретного отдела) ПП ОГПУ по Уралу Костин, рассмотрев архивное дело административно высланного Полянского (Крутицкого) Петра Федоровича, нашел: в архивном деле Полянского (Крутицкого) имеются свидетельские показания граждан (перечисляются фамилии) и заявление избача с. Абалак (фамилия), характеризующие антисоветскую деятельность Полянского за время нахождения в ссылке..."
Что из того, что показания эти были собраны еще три года назад, что они уже сослужили службу ОГПУ, чтобы перевести Полянского из Абалакского монастыря еще дальше от мира, в Хэ, за Полярный круг? Что из того, что они лишь пересказывали беседы, которые якобы вел ссыльный митрополит?
Сомнений в виновности митрополита не было с самого начала. Поэтому он был заблаговременно перевезен из Хэ и содержался под стражей в арестном помещении при ПП ОГПУ по Уралу в Свердловске. А тобольские и обдорские опера слали бумаги.
"...Направляем вам 11 протоколов допроса о деятельности Петра Крутицкого в бытность его в ссылке в с. Абалаке. Причем сообщаем, что эти материалы характеризуют его поведение и деятельность лишь за один-полтора месяца 27 года, т.к. последующее время он находился в Обдорском районе, откуда материалы нами еще не получены. Нач. Тобольского окротдела ОГПУ Розов".
Вскоре пришли и эти материалы. Ничего конкретного и серьезного - слухи, сплетни, "видел через окно беседующим, но о чем говорили, не слышал...", или "митрополит, находясь в ссылке, никогда не считал себя простым смертным, тем более арестантом или ссыльным... наоборот, он широко популяризировал себя как заместителя патриарха Тихона...". Ругал обновленцев. Убеждал в возрождении старой церкви. Получал переводы, переписывался...
Отчего же так спешно собираются никчемные бумажки, доносы и сплетни? Ответ - в четвертушке бумаги. Написано торопливо, сокращенно, видно, забот в 1930-1931 годах у центральной регистратуры ОГПУ было более чем достаточно: шла очередная волна репрессий, одна из последних перед наступлением девятого вала - большого террора 1937 года:
"По центральной регистратуре ОГПУ значится, что гражд. Полянский Петр Федорович, обв. по ст. 62 УК параграф 153, о/с (осужденного? - Р. Г.) 5/XI-26 г. к высылке на Урал на 3 года. Параграф 101 о/с 11/V-28 г. продлить срок ссылки на два года..."
Значит, летом 1931 года срок ссылки у митрополита Петра заканчивался и с ним "что-то надо было делать".
В течение ряда лет разыскивая материалы о жертвах большого террора, я убедился, что в архивах НКВД-КГБ-ФСБ ничего не пропадает. Иногда могут отказать "по оперативным соображениям", иногда дело месяцами странствует по России и ближнему зарубежью - отовсюду были свезены сюда ссыльные и повсюду разбросаны их родные.
Но надо искать. А поскольку Петр Полянский проходил по линии Тобольского или Обдорского оперсекторов, значит, следы должны быть. И они нашлись.
"Выписка из протокола особого совещания при коллегии ОГПУ от 11.05.28 г.:
Слушали: Дело Полянского Петра Федоровича, пригов. 5.11.26 г. к высылке на Урал сроком на три года.
Постановили: ...продлить срок ссылки на два года".
Даже отставленный и, по его собственным утверждениям, не воспринимающий советскую власть в качестве врага, митрополит Петр мешал. Прямого наследника патриарха Тихона, скончавшегося под домашним арестом, а точнее, в заключении, спокойнее было вовсе лишить связи с внешним миром и какого бы то ни было влияния на церковные дела. Самое лучшее, чтобы о нем просто забыли...
"1931 года января 14 дня. Я, Нач. 2-го Отделения СО ПП ОГПУ по Уралу Костин, рассмотрев следственное дело № 5938 по обвинению Полянского (Крутицкого) Петра Федоровича по 58-10 ч. 2 ст. УК, нашел, что... Полянский, высланный на Тобольский Север за антисоветскую деятельность, ведет среди населения (это в Хэ? - Р. Г.) систематическую агитацию пораженческого характера, а так же агитацию о том, что Советская власть производит гонение на религию, закрывает храмы, держит в изоляторах и тюрьмах духовенство, ссылает последнее в ссылку. При чем используя в последнем случае религиозные предразсудки масс и свое звание патриаршего местоблюстителя, он старается руководить церковью и направлять ее действия на активную борьбу с Советской властью. Произведенным по сему делу расследованием все вышеизложенное подтвердилось..."
Подтвердилось? Из протокола допроса от 14 января 1931 года: "Я решительно заявляю о своей непричастности к тем действиям, в которых хотят меня обвинить, действиям нелепым и детски наивным..."
Был ли на самом деле митрополит Петр таким непреклонным противником советской власти, как утверждают документы? ОГПУ говорит "да". Митрополит говорит "нет".
Был ли он полностью лояльным и разоружившимся? ОГПУ говорит "нет". Митрополит говорит "да".
Не исключено, что и на этот раз истина оказалась где-то посередине. В одном митрополит был абсолютно тверд: вины своей он не признавал. И в этом, безусловно, проявил свою полную нелояльность в отличие от репрессированных в те же годы правых и левых бывших соратников, а ныне противников Сталина, которые охотно признавали свои мнимые и явные проступки - и политики, и герои Гражданской войны, и командармы. Многие из них был в расцвете сил, а тут - немощный больной старик...
Тем временем начальник 2-го Отделения СО ПП ОГПУ Костин предлагает: "Настоящее дело направить на рассмотрение Особого Совещания при коллегии ОГПУ". На обороте - резолюция: "Обвинительный материал утвердить с направлением во внесудебном порядке согласиться. Зам. обл. прок.".
Выписка из протокола заседания коллегии ОГПУ от 23 июля 1931 года: "Слушали: Дело № 107317 по обв. гр. Полянского (Крутицкого) Петра Федоровича по 58/10 ст. УК. (Дело рассматрив. в порядке постан. През. ВЦИК СССР от 9/6-27 года.) Постановили: Полянского (Крутицкого) Петра Федоровича - заключить в концлагерь сроком на пять лет, считая срок с момента вынесения настоящего постановления. Дело сдать в архив".
Информация Центральной регистратуры ОГПУ от 25 августа 1931 года: "В ПП ОГПУ по Уралу... Препровождается выписка из протокола Особого Совещания Коллегии ОГПУ от 23 июля 1931 г. по делу Полянского... Осужденного надлежит содержать во внутреннем изоляторе при ПП ОГПУ по Уралу... Свидание разрешается на общих основаниях..."
Служебная записка секретного отдела Государственного политического управления (от руки): "Полянского (Крутицкого) Петра Федоровича, осужденного коллегией ОГПУ от 23.07.31 г. к заключению в концлагерь сроком на 5 лет, просьба содержать под стражей во внутреннем изоляторе при ПП ОГПУ по Уралу. Нач. СПО ОГПУ Агранов. Нач. 3 отд. СПО ОГПУ Тучков".
С тех пор митрополит Крутицкий исчез. Единственные, кто ведали о том, где находится Петр, что с ним, - его тюремщики, его палачи. Даже в бумагах его след прерывист и нечеток. Лишь когда подходит очередной "пересмотр дела", составляется очередная бумага с громким названием "меморандум".
Выписка из "меморандума на Полянского П. Ф.": "...Полянский Петр Федорович (он же митрополит Крутицкий), 1862 г. рожд., урож. с. Сторожевое Воронежской обл., гр-н СССР, бесп., "патриарший местоблюститель", в 1926 году был осужден колл. ОГПУ на 3 года концлагеря, в 28 г. срок заключения был продлен на 2 г. Пост. Колл. ОГПУ 23.07.31 г. был осужден на 5 лет в тюрьму за активную к-р деятельность. Срок заключения истекает 23.07.36 г.".
Приписка: В. Уральск. т-ма (Верхне-Уральская тюрьма. - Р. Г.).
Выписка из протокола особого совещания при народном комиссаре внутренних дел от 9 июля 1936 года: "Слушали: Пересмотр дела N 5938 Полянского Петра Федоровича, он же митрополит Крутицкий, ос. постан. коллегии ОГПУ от 23.07.31 к тюр. закл. на 5 лет.
Постановили: ...продлить тюремное заключение сроком на три года. Войти с ходатайством в През. ЦИК СССР об утверждении настоящего постановления".
Приписка: "Полянский... будучи "местоблюстителем" умершего патриарха Тихона, начиная с 1925 года, вел активную борьбу с сов. властью, группируя вокруг себя наиболее реакционную часть церковников в СССР. Под его идейным руководством в 1925-1929 гг. был организован центр к-р церковного подполья. Находясь в заключении, Полянский не отказался от своих к.р. убеждений и делал попытки установить связь со своими к.р. единомышленниками на воле. В настоящее время все к.р. группы церковников так же ориентируются на Полянского и считают его своим руководителем..."
Выписка из протокола заседания Президиума ЦИК Союза ССР от 25 августа 1936 года: "Слушали: Ходатайство особого совещания при НКВД СССР от 9.07.36 г. о продлении гр-ну Полянскому Петру Федоровичу (он же митрополит Крутицкий) тюремного заключения сроком на три года.
Постановили: Ходатайство удовлетворить. Секретарь ЦИК Союза ССР И. Акулов".
"Верхне-Уральская тюрьма особого назначения. 15 сентября 1936 г. № 1595 г. Верхне-Уральск.
Пом. нач. учет. арх. отдела капитану госбезопасности т. Зубкину, г. Москва.
В/Уральская тюрьма о/н НКВД сообщает: постановление особого совещания от 9.07.1936 г. о продлении тюремного заключения зак. Полянскому Петру Федоровичу нами объявлено 1.09.1936 г., так ваш № 14/5938 от 29.07.1936 г. был заслан в Западно-Казахстанское обл. управление.
Нач. В/Уральской тюрьмы о/н НКВД ст. лейтенант госбезопасности Бизюков".
Это последний документ в деле, относящийся к живому митрополиту Крутицкому. Может быть, его просто убило известие, что надежда выйти на волю бессмысленна, что всякий раз, когда закончится один срок, ему механически станут добавлять следующий...
Теперь мы можем приблизительно выстроить жизнь митрополита Крутицкого в его последние, мученические годы. Знаем, что был жив в сентябре 1936-го. А в феврале 1941 года, когда дело передавали в архив 1-го спецотдела НКВД, его уже не было: "Журнал Московской патриархии" утверждает, что митрополит Петр был расстрелян в 1937 году. Однако в нашем деле этих документов нет. Они, скорее всего, хранятся в архиве Челябинского ФСБ - на территории этой области находится бывший Верхне-Уральский изолятор.
Москва, ОГПУ,
Евгению Александровичу Тучкову.
Так как в сущности подобные дела лежат на Вас, то усердно прошу обратить внимание на мое Заявление и оказать содействие к его удовлетворению.
В настоящем предварительном заключении... приходится испивать такую горестную чашу, что и сказать невозможно. А между тем совесть моя не знает ни одного факта, который бы порождал разлад между ею и законными требованиями власти. За проявленную неустойчивость пред Вами снова прошу простить меня. Измученному тюрьмами и ссылкой и истерзанному болезнями старику вместо ожидаемой свободы снова очутиться в заключении - немудрено выбиться из колеи...
Пожалуйста, не считайте меня олицетворением упорства или вообще чего-либо худого. Главная и единственная причина моего расхождения с Вами заключалась в том, что я не мог выполнить предложенной комбинации относительно митрополита Сергия и архиепископа Григория. Вы настойчиво побуждали меня снять М. Сергия с заместительства и отправить в какую-либо Сибирскую епархию, - помнится, - в Красноярскую. Я всячески защищал позицию М. Сергия, хотя и предвидел, что это усеяно колючками, ну и накололся. Потом М. Сергий заручился Вашим доверием и вступил в отправление заместительских обязанностей, но служебно с арх. Григорием не связан и, само собою разумеется, не мог быть связан.
Это очень важный момент в сем деле, так как передо мною был поставлен вопрос прямо с непременным условием включить А. Григория в проектируемый Синод. Но сами бы Вы посмотрели с моей точки зрения и оценили мотивы, которые не позволили мне согласиться с Вами, то Вы убедились бы, что я поступить иначе не мог. В то время я уже знал, что арх. Григорий и его сообщники были запрещены в священнослужении, что затем и мною было подтверждено неоднократно.
Кстати прошу Вас передать им, что я с братскою любовию призываю всех их явить собою пример духовного подвига - сознать свой разрыв с церковью и воспитать в себе искреннюю готовность вновь соединиться с нею.
Что касается М. Сергия, то я не располагал никакими обстоятельствами, оправдывающими такую чрезвычайную меру, как освобождение от Заместительства и перемещение в Сибирь. Устранение его являлось бы произволом, отклонением с пути Закона на путь личных столкновений. Насчет этих моих побуждений в данном случае нельзя ошибиться, - я обязан был не злоупотреблять своим правом во избежание тяжелых и неприятных церковных смут. Вот видите, что тут в сущности все, из-за чего нам пришлось разойтись, - других разногласий между нами не возникало.
По-видимому, и раскаяние или, точнее, присяга на верность Советскому Правительству не подвинуло дела вперед. Воспрянув было духом, я старался сильнее выразить свои мысли, чтобы тем определеннее стать лицом к власти; следуя совету ее представителя, по моему искреннему убеждению, я сделал все возможное, чтобы исполнить свой долг.
Прошу облегчить мое несчастное существование, приняв во внимание смягчающие обстоятельства. Я смят физически и морально. Моя жизненная ладья становится настолько утлой, что невольно приходится тревожиться разными опасениями и просить Вас дать мне другой выход. Думаю, что третий год предварительного заключения гарантирует мне право на лучшую участь, тем более что к такому заключению я не был приговорен. Затем мне остается выразить надежду, что Вы извините мне беспокойство, доставляемое всем этим делом и моей перепиской. В случае моей смерти не откажите предоставить родственникам похоронить меня в Москве - они сделают это без огласки.
Кто же этот неизвестный ныне Евгений Александрович Тучков, на котором, по утверждению митрополита Петра, "лежат дела подобного рода"? Который в курсе планов и дел РПЦ? Который уполномочен предлагать, кого включать в состав "проектируемого синода", а кого, напротив, "отправить в какую-нибудь сибирскую епархию"?
Вот справка об этом человеке, сыгравшем столь мрачную роль в судьбе Русской православной церкви.
Тучков Евгений Александрович родился в 1892 году в деревне Теляково Владимирской области, в 1903-м окончил 4 класса сельской школы, с 1905 года - мальчик в кондитерской. Три года - писарь при тыловых военных начальниках.
С 1917 года в РКП(б). С 1918-го в ЧК Иваново-Вознесенска, заведующий юридическим отделом. В 1919 году - командир отряда особого назначения в губчека Уфы, затем там же - заведующий секретным отделом. С 1922 года в Москве: заместитель, начальник 6-го отдела ОГПУ, секретарь комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства.
За арест и дело митрополита Петра, за создание раскола церкви награжден грамотой ОГПУ, золотыми часами и пистолетом маузер.
В 1931 году начальник СПО ОГПУ Агранов представил во ВЦИК ходатайство о награждении Тучкова за "уничтожение церкви": "...Под руководством тов. Тучкова и при его непосредственном участии была проведена огромная работа по расколу православной церкви (на обновленцев, тихоновцев и целый ряд других течений). В этой работе он добился блестящих результатов... В 1923-1925 гг. им были проведены два церковных сбора (всесоюзные съезды церковников), на которых был низложен патриарх Тихон и вынесено постановление об упразднении монастырей, мощей, а также о лояльном отношении церкви к Советской власти... Под руководством Тучкова за последние 2-3 года было ликвидировано несколько сотен крупных контрреволюционных организаций и группировок церковников "повстанческого и террористического характера"...
В октябре 1931 года Тучков был награжден орденом Трудового Красного Знамени. С 1931 по 1933 год - полномочный представитель ОГПУ по Уралу. С 1933 года - заместитель особо уполномоченного ОГПУ-НКВД. Осенью 1939-го, когда на свободе почти не осталось епископов и священников, уволен из НКВД "за невозможностью дальнейшего использования". Был лектором и секретарем Центрального совета союза воинствующих безбожников. С 1947 года на пенсии. Умер в 1957 году в Москве.