Известно, что Бела Ростиславич был сыном дочери венгерского короля Белы IV Анны Венгерской и Ростислава Михайловича, который недолго правил несколькими древнерусскими княжествами, а затем - Венгерским королевством. Бабушкой Белы Ростиславовича по материнской линии была Мария Ласкарина, дочь никейского императора Феодора I Ласкариса.
Сам Бела Ростиславович управлял Боснией и Мачвой (исторической областью современной Сербии) и претендовал на венгерский престол. Однако был жестоко убит в 1272 году в результате заговора и захоронен на острове Маргит в Будапеште.
Предполагаемые останки феодала археологи подняли около века назад (их подлинность подтверждена в наши дни путем радиоуглеродного анализа). Теперь же, проведя исследование останков, коллектив ученых из Венгрии, Австрии, Италии, Финляндии и США реконструировал облик убитого, обстоятельства его гибели и его родственные связи.
По скелету исследователи установили рост Беллы Ростиславовича - 178,8 см. Погиб он в 24,3 года. На одном только черепе ученые насчитали 9 ран, нанесенных холодным оружием. Еще 17 ранений от длинного меча и сабли они обнаружили на скелете ниже черепа. Характер и глубина ранений говорит о том, что на убитом не было шлема и доспехов, а трое убийц были хорошо вооружены и действовали целенаправленно и свирепо.
Расшифровка генома убитого показала, что он принадлежал к той же хромосомной гаплогруппе, что и сын Александра Невского, великий князь Дмитрий Александрович, а также большинство современных Рюриковичей. Кроме того, выяснилось, что геномные связи ведут от Белы Ростиславовича к некому средневековому индивиду, чьи останки были найдены в разрушенной базилике Святого Стефана в Секешфехерваре. На протяжении столетий она являлась местом коронации и погребения средневековых венгерских королей. Согласно гипотезе ученых эти останки могли принадлежать венгерскому принцу и галицкому князю Андрашу Венгерскому, сыну венгерского короля Андраша II Крестоносца и внуку Беллы III, прапрадеда Белы Ростиславовича.
По материнской линии этот молодой венгерский феодал принадлежал к митохондриальной гаплогруппе, которая наиболее часто, у 3-6% представителей, встречается среди жителей Кавказа, Турции, Ирана и Ирака.
Отметим, что до недавнего времени генетическое "древо" Рюриковичей практически не исследовалось. Лишь недавно ученые прочитали и проанализировали геном средневекового русского князя, происхождение останков которого не вызывало сомнений: захоронение в Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского принадлежит тому самому сыну Александра Невского, великому князю Дмитрию.
Скульптурные реконструкции антрополога Алексея Нечвалоды