14.08.2025 11:50
"Родина"

Отец и сын порознь прошли войну и случайно встретились перед победой над Японией

Текст:  Антон Валагин
Двое воронежских крестьян: Иван Тимофеевич Лыков и отец его Тимофей Степанович, - от корки до корки отпахали Великую Отечественную войну, а затем и войну с Японией. Сын был дважды ранен - к счастью, не тяжело, - оба имели боевые награды. В августе 1945 года они встретились в монгольской степи - на полевой кухне, где сын угостил отца лапшой собственного приготовления.
Вернувшись с фронта, Иван Лыков не любил вспоминать войну - сразу начинал плакать. / Из семейного архива Ирины Войтович
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Лыковы жили в деревне Студеновка Эртильского района. В 1940 году 21-летнего Ивана призвали в армию. Год спустя началась война, ушел на фронт и Тимофей. Отец служил в пехоте: защищал Ленинград, участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. Стал гвардейцем, награжден медалями "За боевые заслуги" и "За отвагу". Последняя особенно ценна - заработать ее можно только личным мужеством.

Иван Лыков воевал на Калининском фронте, в артиллерии, был разведчиком. Вернувшись, как и большинство фронтовиков, не любил рассказывать о войне - начинал плакать. И просил домашних: даже не спрашивайте. Как-то упомянул только, что отправили их за "языком", пришлось двое суток лежать в снегу. Очень хотелось есть. В кармане у Ивана были сухари, он размачивал их в снегу и сосал хлебную сладость. Пленного они тогда дождались и захватили.

Летом 1942 года солдат с оказией передал домой весточку - такого-то числа буду проезжать через Воронежскую область. Жена его Мария и сестра Александра собрали мешок сухарей и 40 километров тащили на себе до узловой станции Оборона. Успели вовремя, но эшелон прошел, не останавливаясь. Женщины дождались следующего поезда и раздали сухари солдатам.

Дважды Ивана ранило в ноги. В военном билете отметок о ранениях не осталось, потому что он сбегал на фронт, не дожидаясь выписки.

Пройдя две войны: с Германией и Японией, - порознь, отец с сыном случайно встретились в степях Монголии, накануне разгрома Квантунской армии.

"Дед прекрасно готовил и часто помогал на кухне, чтобы порадовать сослуживцев. Особенно хорошо он затирал лапшу: то есть месил крутое тесто, раскатывал его в тонкий блин, скатывал в трубку и нарезал тонкими полосками. В августе 1945-го товарищи попросили его побаловать их домашним. Дед пошел на кухню и принялся за дело", - рассказала внучка Ивана Тимофеевича, жительница Воронежа Ирина Войтович.

Прадед оказался неподалеку. Захотел есть, ему сказали: иди на кухню, там тебе Лыков лапшички нальет. "Какой Лыков, Иван?" - встрепенулся Тимофей Степанович. И кинулся к поварам.

Оба, отец и сын закончили службу рядовыми. Тимофей жил в дальнем конце села. Когда вернулся с войны и шел по длинной улице, из домов высыпали люди и жадно следили: к кому повернет, чей вернулся. Из Студеновки на фронт ушло четыре десятка мужиков, вернулись трое: отец и сын Лыковы, да сосед их - тот был в плену.

Иван пришел с фронта с медалью "За боевые заслуги". В 46-м к ней прибавилась "За победу над Германией", в 47-м - "За победу над Японией". В 1985 году, на 40-летие Победы Ивана Тимофеевича наградили орденом Отечественной войны II степени.

Тимофея Степовича после войны сделали председателем колхоза, сын его работал механизатором. Время было голодное, и часть кулеша, которым кормили в поле трактористов, Иван приносил домой, детям. Потом заведовал молочно-товарной фермой.

"Дед был обыкновенного сложения, но очень сильный - если требовалось забить корову, он ее обухом топора с одного удара укладывал. Помню его огромные руки - я брала одну в обе свои ладошки. Он был невероятно работящий и очень добрый. Бабушка ругучая, а он всегда меня баловал, называл седьмым ребенком. У них было шестеро детей, я каждое лето приезжала из города. Качели мне сделал. Рядом с их домом росла громадная ива, он повесил на горизонтальную ветку веревки и скамейку из доски приладил", - вспоминает Ирина Войтович.

Иван Лыков курил исключительно "козьи ножки" - сворачивал их желтым от никотина пальцем, - и любил пчел. Держал пять ульев и мог часами сидеть, наблюдая за жизнью насекомых - трудолюбивых, как он сам. Пчелы у него были злые: всех посторонних жалили нещадно, но хозяина своего не трогали.

"Мед он брал без перчаток. Научил меня косить и это до сих пор помогает, - улыбнулась Ирина Рудольфовна. - По его примеру я держу пчел и траву вокруг ульев убираю косой. Треск триммера пчелы не любят".

Тимофей Степанович умер в 1982 году. Иван Тимофеевич - 19 ноября 1986-го.

"Я так хорошо дату запомнила, потому что мне на нее срок рождения старшего сына поставили. Владик появился на свет на неделю позже".

Умер полковник КГБ Владимир Зайцев, ловивший американских шпионов
Военное дело Судьбы История Домашний архив