05.09.2025 12:04
"Родина"

Спасшего евреев политрука Киселева сравнили с пророком Моисеем

Текст:  Антон Валагин
20 лет назад израильский институт Яд ва-Шем присвоил советскому офицеру Николаю Киселеву звание Праведника народов мира.
Николай Киселев после войны. / alternathistory.ru
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Институт этот занимается историей Холокоста. Титулы праведников он раздает лицам, не исповедующим иудаизм, но спасавшим евреев в годы Второй Мировой войны, рискуя при этом собственной жизнью. Политрук 29-й стрелковой дивизии РККА, затем боец партизанского отряда "Мститель" Николай Яковлевич Киселев подходит под эти условия идеально. Даже больше, чем подходит - потомки спасенных им людей сравнивают Киселева с пророком Моисеем, выведшим евреев из Египта от мучений под гнетом жестокосердного фараона.

29-летний советский политрук сделал то же самое, только в меньших масштабах - он спас евреев из белорусского села Долгиново от немецкого расстрела. Киселев водил их по лесам больше месяца, они прошли 1500 километров, дважды натыкались на немцев, потеряли часть отряда, но в итоге добрались до своих.

Родился Николай Киселев в Башкирии, в крестьянской семье и представить себе не мог, что станет водить евреев по белорусским лесам, а потом будет объявлен праведником в Земле обетованной. Юноша поступил на рабфак, окончил московский институт внешней торговли и вступил в ряды ВКП(б). В июне 1941 года ушел на фронт добровольцем - как коммуниста и человека образованного, его сделали политруком 29-й стрелковой дивизии.

Вместе с ней Киселев попал в окружение под Вязьмой, потом в плен. Бежал, бродил по белорусским лесам, вышел к деревне Илья. Оттуда подпольщики переправили его к партизанам. После проверки стал бойцом отряда "Мститель", действовавшего в Вилейском районе.

Летом 1942 года командир отряда Василий Воронянский по прозвищу "Дядя Вася" поручил Киселеву перевести через линию фронта уцелевших евреев узников Долгиновского гетто. В селе Долгиново немцы устроили сборный пункт для евреев, которых собирали по окрестным деревням и селам, перед тем, как отправить их в концлагеря или расстрелять на месте.

Не дожидаясь такой участи, многие жители ушли в лес, к партизанам. В отряде "Мститель" собралось несколько сотен женщин, стариков и детей - содержать их партизаны не могли. Воронянский запросил инструкций и Москвы и получил приказ переправить спасенных через линию фронта.

Задача была крайне сложная, практически невыполнимая - холодной осенью по буреломам и топям вести слабых, изможденных людей за 1500 километров. За выполнение приказа Дядя Вася пообещал Золотую Звезду Героя Советского Союза. Тем не менее два человека от задания отказались. Киселев согласился - не за Звезду, просто человек он был такой.

Ему дали лошадь, семерых партизан в помощь и они пошли. Костров в пути разжигать было нельзя - их могли заметить шнырявшие над лесами немецкие самолеты. Припасов было мало, а ртов много - почти три сотни. Питались тем, что находили по дороге: грибами, дикими ягодами. Иногда засылали разведчиков во встреченные по пути деревни. Там удавалось раздобыть немного хлеба, картошки. Съедалось добытое моментально.

Свою лошадь командир отдал одноногому Якову Рубину. Идти было тяжело даже здоровым - люди впадали в отчаяние, садились, закатывали истерики. Киселев подходил, ободрял и вдохновлял идти дальше. Берте Кремер было всего три года, она часто плакала от голода, холода и усталости, могла выдать отряд. По совету других родители хотели утопить ребенка, но Николай взял девочку на руки и дальше нес. Берта молчала.

Дважды скитальцы натыкались на немецкие засады, но после короткой перестрелки отрывались от погони. После первой стычки отряд недосчитался 50 человек, их дальнейшая судьба неизвестна. В другом два человека были ранены: пожилую женщину и мальчика пришлось оставить в лесу, идти они не могли. Им дали продуктов, они выжили.

Через 52 дня после начала похода Киселев вывел свой отряд с оккупированной территории через "Суражские ворота". Так называвли существовавшую более семи месяцев 40-километровую брешь между флангами немецких групп армий "Север " и "Центр". Контролировали его партизаны,

У своих Николай попал на допрос в СМЕРШ как дезертир. Настал черед евреям выручать своего проводника. В Национальном архиве Беларуси хранится обращение участников похода к первому секретарю республиканского ЦК Пантелеймону Пономаренко. "На всем протяжении пути, когда к нам явился тов. Киселев, мы чувствовали его заботу и считаем его своим отцом и просим Вас представить его к правительственной награде", - говорится в документе.

Киселева отпустили. Василий Воронянский, как и обещал, представил его к званию Героя, но самолет с документами сбили. По совокупности заслуг Николаю Яковлевичу вручили медаль "Партизану Отечественной войны" I степени. После войны он устроился в министерство внешней торговли и женился на Анне Сиротковой - партизанской связной, сопровождавшей его в походе. У них родилась дочь.

О подвиге своем Киселев никому не рассказывал. Рапорт о выполненном поручении с именами и фамилиями спасенных (его назвали "Список Киселева" по аналогии со "Списком Шиндлера") нашли в белорусском партархиве уже в наше время. Там же обнаружился приказ республиканского штаба партизанского движения о награждении восьми партизан под командованием Киселева Н.Я. денежными премиями от 400 до 800 рублей "за вывод из немецкого тыла 210 еврейских семей".

Николай Яковлевич Киселев умер в 1974 году и похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Через 30 лет потомки спасенных им людей (до наших дней дожили 14 человек и 2200 потомков) обратились в израильский институт с петицией об увековечении памяти Николая Киселева, что и было сделано. В белорусской деревне Долгиново его именем названа улица, в родном башкирском селе Богородское - школа.

Имя Николая Киселева присвоено школе и скверу в башкирском райцентре Благовещенск, скверу на Новом Арбате в Москве. В 2023 году в прокат вышел фильм Сергея Урсуляка "Праведник" с Александром Яценко в главной роли.

Кстати

Среди праведников Яд ва-Шема удивительно мало датчан - всего 22 человека. Хотя Дания при случае любит напомнить, что спасла от немцев 98 процентов своих евреев, за три дня переправив их на рыбацких лодках в нейтральную Швецию. Но датчане опускают одну важную деталь - они сделали это за деньги.

Рыбаки требовали 1000 крон с человека, двухмесячную зарплату по тем временам. И это лишь "эконом-класс" - с богатых пассажиров брали до 50 тысяч крон. Деньги просили вперед. "Если немцы нас поймают, то посадят в тюрьму, нашим семьям надо что-то есть", - оправдывали тариф моряки.

Совсем бедных отвезли в долг, взяв расписки. После войны эти евреи еще несколько лет выплачивали деньги датским рыбакам. С процентами!

По правилам израильского института деяние, совершенное за деньги, не считается искренним. Поэтому рыбаков в праведники не записали.

Кадры из фильма Сергея Урсуляка "Праведник"
Военное дело