Число русских солдат и офицеров, попавших в плен в период Русско-японской войны 1904-1905 годов, по приблизительным подсчетам, составило более сотни тысяч. Наибольшее количество было пленено после капитуляции крепости Порт-Артур (32 400 человек, в том числе 5809 раненых и больных), во время Мукденской операции (более 30 000 человек, включая раненых), Цусимского сражения (5917 человек).
Война закончилась. Статья XIII Портсмутского мирного договора между Россией и Японией, подписанного 23 августа 1905 года, гласила, что, "как только настоящий договор вступит в силу, все пленные будут взаимно обменены... Для этого должны быть назначены специальные комиссии по военнопленным... Правительства Японии и России предоставят друг другу заявления о прямых расходах, соответственно понесенных ими на попечение и содержание пленных с момента взятия в плен (сдачи) и до момента смерти или доставки...". В результате царское правительство выплатило Японии 66 миллионов рублей золотом за содержание русских пленных.
Российский государственный архив кинофотодокументов располагает уникальной коллекцией фотографий (453 снимка), которая была "собрана и классифицирована в качестве добавления к донесению французского консула М. де Люси Фоссарье о пребывании русских пленных в Японии и обращении, которому они подвергались во время войны 1904-1905 годов".
Эти фотодокументы позволяют нам, судить о четкой системе мероприятий японской стороны в отношении русских военнопленных, выразившейся в создании разветвленной сети лагерей, специальных госпиталей и медицинского обслуживания, этапирования и транспортировки, организации питания и условий содержания пленных.
Лагеря располагались в таких городах, как Йокогама, Киото, Кумамото, Мацуяма, Осака, Фукуока... Часть их формировались как временные, откуда военнопленные этапировались в места длительного содержания. Пленных размещали в шатровых палатках, постройках барачного типа, а для проживания высшего офицерского состава выделялись храмовые помещения.
В ходе военного конфликта Япония выполняла условия международной Гаагской конвенции 1899 года о законах и обычаях войны, содержавшей в том числе положения о режиме военнопленных, участи раненых и больных. В соответствии с ними большое внимание японской стороной уделялось вопросам медицинской помощи пленным, выражавшейся в организации специальных госпиталей, оснащенных всем необходимым оборудованием, с помещениями для низших чинов и офицерского состава. Работу госпиталя в Мацуяме инспектировал глава японского Красного Креста г-н Матзутата.
Большое внимание уделялось и организации досуга пленных. Для них устраивались театральные и цирковые представления; русские офицеры организовывали школы для обучения грамоте рядового состава. Пленные отдыхали в чайных, занимались спортом, совершали прогулки по окрестностям. Для отправления религиозного культа были оборудованы православные и католические храмы. Умерших от ран матросов и солдат хоронили с воинскими почестями.
Перед отправкой на родину всем русским офицерам Порт-Артура было возвращено личное оружие. Позднее японцами был установлен памятник в честь защитников крепости. А командир крейсера "Варяг" капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награжден за героизм японским императором.