Если эта интерпретация верна, то перед нами может быть самое раннее материальное упоминание имени Христа за пределами христианских писаний.
По словам специалиста по Новому Завету Джеремайи Джонстона, находка датируется временем, близким к жизни и распятию Иисуса. "Иисус был известен как целитель, чудотворец и экзорцист. Чаша подтверждает, что эти представления бытовали уже в первые десятилетия после его служения", - отметил исследователь.
Сам Франк Годдио предполагает, что сосуд использовался в магических ритуалах гадания. Чаша напоминает изображения обрядов на египетских статуэтках, во время которых жрецы наливали масло в воду и впадали в транс, ожидая мистических видений. Обращение к Христу, уже воспринимаемому как могущественному чудотворцу, могло придать таким обрядам дополнительный авторитет.
Александрия I века была крупным космополитическим центром, где пересекались традиции язычества, иудаизма и зарождающегося христианства. Магические практики в городе нередко включали элементы разных религий, и имя Христа могло встречаться как в христианских, так и в языческих текстах.
Однако далеко не все ученые согласны с "христианской" трактовкой.
Профессор классической археологии Оксфордского университета Берт Смит предположил, что надпись может быть посвящением человеку по имени Хрестос, связанному с религиозной группой "огоаистов".
Клаус Халлоф, директор Института греческих надписей в Берлине, отметил, что "огоаисты" могли быть связаны с почитанием древнего морского божества Осого (Огоа). В пользу этого он приводит упоминания Огоа у античных авторов - Страбона, Павсания и Феофраста, а также сохранившиеся монеты и надписи, где это божество отождествлялось с Зевсом и было связано с морской стихией.
Другие исследователи видят в слове chrêstos ("хороший, добрый") вовсе не имя, а обычное прилагательное. В этом случае фразу можно перевести как "Даровано за доброту заклинателю".
Есть и более практичная версия: чаша могла использоваться для приготовления мазей, а слово "Христос" относилось к "помазанию" (от греческого chrîo - "помазывать"), а не к конкретному человеку.
"Я показывал чашу многим ученым, и до сих пор нет единого мнения о том, как именно следует понимать эту надпись", - признается Годдио.
Тем не менее, независимо от интерпретации, исследователи сходятся в одном: артефакт является уникальным свидетельством религиозной и культурной среды Александрии рубежа нашей эры. Здесь рождались новые формы веры, сочетавшие элементы разных традиций - от культа Изиды до мистерий Митры и раннего христианства.
Если же надпись действительно относится к Иисусу, то чаша из Александрии может оказаться первым археологическим подтверждением его почитания уже в I веке н. э. - находкой, способной изменить наши представления о ранней истории христианства.
Выставка "Посланники Христа. Святые апостолы Петр и Павел"