01.10.2025 14:31
"Родина"

"Срам для полка!" Зачем на параде к Николаю II подбежал вооруженный солдат

"Срам для полка!" Зачем на параде к Николаю II подбежал вооруженный солдат
Текст:  Олег Айрапетов (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №11 (1111)
В 1912 году Россия праздновала столетие Отечественной войны 1812 года. На бородинские торжества приехали император с семьёй, члены императорской фамилии, военный министр, представители иностранных посольств и миссий. 26 августа (8 сентября) на Бородинском поле состоялся большой парад. Празднества носили исключительно торжественный характер1.
Император Николай II на военном смотру. Бородино, 25 августа 1912 г. РГАКФД. / из архива журнала "Родина"
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

По их окончании в Москве на Ходынском поле был проведён большой смотр и парад войскам округа. 40 тысяч солдат и офицеров, 112 батальонов пехоты, 3 батальона инженерных войск, 42 эскадрона кавалерии и 6 сотен, 240 лёгких и 12 тяжёлых орудий, технические части были выстроены в шесть линий напротив правительственного павильона и трибун.

Парадом командовал генерал от кавалерии П. А. Плеве, 2-й линией, составленной из войск XIII корпуса, - генерал-лейтенант М. В. Алексеев, 6-й линией, составленной из кавалерии, - генерал-лейтенант В. И. Гурко2. После 1905 года Николай II практически ни разу не выезжал из столицы. Его посещение Киева в 1911 году закончилось покушением на П. А. Столыпина. Поездке 1912 года придавался особый смысл - примирения монарха с Первопрестольной столицей, прощение ей Декабрьского восстания 1905 года. В окружении императора многие, в том числе и великий князь Николай Николаевич-младший, были против этой поездки по соображениям безопасности3.

Именно этими нервозными настроениями момента, по всей видимости, можно объяснить реакцию на случившееся 26 августа (по старому стилю) на параде на Ходынском поле происшествие. "По новым правилам, - вспоминал свидетель случившегося великий князь Гавриил Константинович, - когда государь, объехав одну линию войск, объезжал следующую, стоявшую за ней, первая поворачивалась кругом, чтобы видеть государя и не стоять к нему спиной. Вдруг я вижу, что из повернувшейся линии войск выбежал солдат с винтовкой в руке и бежит к государю. Великий князь Сергей Михайлович, ехавший передо мной, в ужасе схватил за руку князя С. Г. Романовского, герцога Лейхтенбергского, ехавшего с ним рядом. Всё это длилось одно мгновение. Солдат подбежал к государю и подал ему прошение"4.

В отличие от своего окружения Николай II сохранял полное спокойствие и, сказав "Срам для полка!", "поехал дальше, как ни в чём не бывало"5. Солдат служил во 2-м пехотном Софийском полку (XIII армейский корпус). Рядовой был сбит с ног и арестован охраной. Император продолжил объезд войск и принял церемониальный парад. Вскоре выяснилось, что о покушении в данном случае не могло быть и речи6. Как оказалось, солдат не должен был отбывать воинской повинности, но не мог добиться справедливого решения своего дела. Тогда он и решил подать прошение на высочайшее имя, воспользовавшись удобным, как ему показалось, случаем. При таких обстоятельствах и возникла бегущая к императору фигура с винтовкой7.

Тем не менее случившееся было явным и даже шокирующим нарушением дисциплины. Император поручил Свиты Е.И.В. генерал-майору П. А. Дельсалю провести следствие и лично написал приказ, налагавший взыскания на прямых начальников солдата, вплоть до командующего войсками Московского военного округа Плеве8 . Взводный и ротный командиры провинившегося подверглись аресту, в приказе по Военному министерству генералу Плеве было поставлено на вид, а командиры 1-й пехотной дивизии и 2-го пехотного Софийского полка XIII корпуса получили высочайшие выговоры. Полк получил прощение уже зимой этого года9. Что касается самого виновника происшествия, то, приговорённый военным судом к бессрочной каторге, он был помилован в честь исцеления наследника цесаревича 30 октября того же года и переведён в другой полк для продолжения службы10.

Исключением был командир XIII армейского корпуса генерал-лейтенант Алексеев. На нём произошедшее никак не отразилось. Скорее всего, это произошло потому, что Алексеев только что принял командование над XIII корпусом у генерала А. Е. Эверта, который, в свою очередь, был отправлен командовать Омским военным округом11. Алексеев принял корпус за две недели до начала бородинского праздника, к которому части его корпуса должны были успеть, пройдя походным порядком несколько сот километров. Вступив в командование корпусом 12 августа 1912 года, Михаил Васильевич через две недели, 26 августа, был награждён медалью в память об Отечественной войне 1812 года, а 28 августа, в дополнение к высочайшему приказу, ему была объявлена высочайшая именная благодарность за отличное состояние войск и порядок на параде в высочайшем присутствии на Ходынском поле12 .

Главком Западного фронта Алексей Эверт: Мы предатели своего государя!
Военное дело