На территории бывшего Ниена обнаружили две мощеные улицы - Гурдина и Георгиевская, шведские фортификационные сооружения и каменную постройку XVII века. В настоящее время исследуются культурные слои нескольких хронологических этапов. Наиболее ранние находки относятся к первой половине XVII века.
По словам руководителя Охтинской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН Андрея Городилова, уже вышли на уровень шведской застройки. Специалисты могут оценить и планировку города, и домостроительные традиции, и материальную культуру. Артефакты изучаются, их передают в консервационную лабораторию.
"Родина" уже писала, что среди находок множество хрупких деталей - колесо от телеги, метла, даже кожаная оплетка нагайки. Наибольший интерес для исследователей XVII-XIX веков представляют вещи личного благочестия - кресты-тельники, фрагменты иконок-складней, они принадлежали жителям Охтинской слободы. Редкая находка и ружейный кремень в свинцовой оплетке - это полный комплект. Как отметили ученые, обычно находят кремень без свинца.
А еще курительные трубки, перстни-печатки с фамильными гербами, ядра и пули, орудия труда, грузила для рыбной ловли, монеты разных периодов, фрагменты посуды.
Ниен (Ниенштадт) - шведский город, существовавший на территории нынешнего Санкт-Петербурга в XVII веке. Располагался при впадении в Неву реки Охты на обоих ее берегах. В переводе со шведского - "Невский".
Крепость заложили в 1611 году. В 1632-м здесь появился город. К концу XVII столетия постоянное население Ниена, по оценкам историков, насчитывало до 2,5 тысячи человек. Около трети горожан составляли шведы, остальными были финны и немцы.
В 1703 году город Ниен разрушили в ходе Северной войны. Территория устья Невы окончательно перешла под контроль России, и город Ниен исчез с карт.
Тайник с царскими реликвиями нашли в старом колодце Петербурга