В сентябре в журнале Кембриджского университета Antiquity была опубликована статья, в которой отмечалось, что крылатый бронзовый лев на вершине одной из двух больших колонн на площади Сан-Марко в Венеции изготовлен в Китае. К такому выводу пришли исследователи из Падуанского университета.
Отмечалось, что черты скульптуры не соответствуют художественным традициям Италии. Они присущи стилю времен династии Тан, правившей в Китае в 618-907 годах нашей эры. Кроме того, раньше у льва были рога. Таким образом, он изображал чжэньмушоу - льва-хранителя, который, согласно легенде, отгоняет злых духов от могил.
Предположили, что льва в Италию по Шелковому пути привезли отец и дядя путешественника Марко Поло - Никколо и Маффео. А уже в Венеции льву придали соответствующий облик - удалили рога и сделали крылья. Крылатый лев стал официальным символом Венеции в начале 1260-х годов.
Но китайские ученые с этими предположениями не соглашаются. Они считают, что он не похож на стражей гробниц империи Тан. Скульптура сделана из бронзы, а в Китае стражей гробниц изготавливали из керамики или камня.
Искусствовед Кан Яожэнь отметил, что изображения львов с расправленными крыльями свойственны западным странам. Ему показалось маловероятным утверждение, что крылья льву сделали позже. Они отходят от самого тела.
Так что крылатый лев из Венеции не берет свое начало в Китае, считают специалисты КНР.
Выставка китайского искусства XVII-XX веков из собрания Государственного Эрмитажа в Казани