22.10.2025 00:01
Общество

6000 открыток принцессы Ольденбургской: с их помощью выдающиеся художники несли культуру в массы

С их помощью выдающиеся художники несли культуру в массы
Текст:  Анастасия Колточихина (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №10 (1025)
Рождественская открытка.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Принцесса-благотворительница

В России на рубеже XIX-ХХ в. активно развивалась благотворительность. Среди многочисленных филантропных учреждений той эпохи заметно выделяется Община св. Евгении, находившаяся под покровительством принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, известной благотворительницы1 и участницы многих прогрессивных преобразований в России. Одним из самых интересных эпизодов деятельности Общины св. Евгении является ее издательство, с которым сотрудничали известные художники Серебряного века: А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, А.М. и В.М. Васнецовы, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, В.И. Суриков, С.П. Яремич и другие.

Придумка делопроизводителя

Основным продуктом издательской деятельности Общины св. Евгении были открытки, распространявшие произведения отечественного искусства и сыгравшие огромную просветительскую и культурную роль. Идея выпуска открытых художественных писем принадлежала делопроизводителю Общины - Ивану Михайловичу Степанову.

И.М. Степанов - уроженец Новгородской губернии, чиновник, сделавший успешную карьеру, в душе был истинный и искренний благотворитель. Для привлечения в казну дополнительных денежных средств он придумал издание художественных открыток и тогда "председательница2 обратилась к известным русским художникам с просьбою написать рисунки с целью издания их в виде открытых писем"3. Так было основано издательство Общины св. Евгении, во главе которого стал И.М. Степанов.

Первым продуктом "молодого" издательства стали конверты для визитных карточек. Самый первый был выпущен к Пасхе 1896 г. Несмотря на то, что оформлен он был весьма скромно, конверт оправдал себя и имел большой успех.

Мир искусства Александра Бенуа, родившегося 155 лет назад

Первые открытые письма Общины св. Евгении были отпечатаны в "Заведении графических искусств Э.И. Маркуса" с акварелей Н.Н. Каразина - очень популярного в то время писателя, который обладал художественными способностями. Он предоставил Общине четыре авторские акварели - "Пахарь", "У часовни", "Весна" и "Тройка летом".

О дате выпуска первых открытых писем приводятся разноречивые сведения. Но на самых первых открытках рукой Н.Н. Каразина поставлен год создания акварельного рисунка: "98". В том же году была выпущена первая серия открыток с акварелей К. Маковского, И. Репина и других популярных живописцев, пожертвовавших свои работы Общине.

Русский художник Александр Бенуа

Вскоре для серии открытых писем был подготовлен специальный конверт по рисунку Е. Бём. Несколько позже в художественном оформлении конвертов приняли участие художники: Л. Бакст, М. Добужинский, Е. Лансере, Г. Нарбут, С. Чехонин, С. Яремич. Опыт первых изданий оказался удачным, открытые письма принесли доход...

"Культурное дело первостепенного значения"

В то время в России выпускались открытки только с видами городов. Печатались они, в основном, за границей, поэтому тематика первых изданий Общины св. Евгении была в своем роде новаторской. "Энтузиазм, которым горели молодые художники, передался и мне, и я впервые понял, что популяризация произведений искусства открытыми письмами не только служит целям благотворительности, но и является культурным делом первостепенного значения"4, - вспоминал впоследствии И.М. Степанов.

Издательство выпускало открытые письма, которые отражали основные события того времени: юбилеи, памятные даты, таким образом, привлекая к ним общественное внимание и просвещая широкие массы российского населения.

Так, в 1899 г. был объявлен конкурс к юбилею А.С. Пушкина. Итогом его стал выпуск серии открыток на мотивы произведений поэта и портретов самого Пушкина. Часть тиража впервые продавалась наборами в художественных конвертах.

А в 1903 г. при Обществе был устроен конкурс к 200-летнему юбилею Петербурга и назначено шесть премий за лучшие рисунки. "...За серию в пять рисунков три премии (300, 200 и 100 рублей) и за отдельный рисунок (100, 50, 25 рублей)"5.

Выпуск произведений к юбилеям А.С. Пушкина и Петербурга не был случайным. Находясь под августейшим покровительством, издательство, помимо благотворительных и просветительских целей, выполняло и государственные задачи, пропагандируя посредством искусства идеи сильного государства. Символом такового был Петербург с его "строгим, стройным видом" и "державным течением" Невы, воспетыми Пушкиным.

Благодаря конкурсу и посредничеству принцессы Е.М. Ольденбургской, издательство Общины установило тесные контакты с художниками журналов "Художественные сокровища России" и "Мир искусства", ведь в жюри конкурса был приглашен А.Н. Бенуа.

Сотрудничество с "Миром искусства"

"В Общине к Бенуа сразу отнеслись с глубоким уважением, преданностью и восхищением. Блестящий ум, талант художника, громадная эрудиция делали его центром в работе издательства"6.

Елизавета Бём иллюстрировала классиков, но славу обрела благодаря открыткам

Бенуа пригласил работать в издательство Общины многих художников из "Мира искусства", открыв самый интересный и плодотворный период издательской деятельности.

Таким образом, "произошло невероятное: объединились, казалось бы, два антипода: кружок молодых нарушителей общественного спокойствия - декадентов, как язвительно их называли, и добропорядочный, находившийся под присмотром августейших особ Комитет попечения о сестрах милосердия. Сплотило их общее дело - благотворительность"7.

В воронежском дворце открылась выставка, посвященная принцессе Ольденбургской

Этот союз был выгоден обеим сторонам: Община получила новый и весьма доходный источник пожертвований - произведения искусства первоклассного качества, а молодые художники - возможность распространять свои произведения.

Почему дореволюционные новогодние открытки в России были не похожи на новогодние

Идеологической стороной деятельности издательства руководил А.Н. Бенуа. Именно он определял содержание изданий и предлагал новые идеи.

На начальном этапе работы издательство получало от художников рисунки бесплатно, но впоследствии, когда издательская деятельность расширилась, оригиналы стали оплачиваться. Художники сами определяли финансовые условия, но нередки были случаи дарения.

Портреты особ и фотооткрытки

Тематика изданий, выпущенных Общиной, разнообразна. Помимо художественных открыток, издательство выпускало и фотооткрытки, отличавшиеся не только высочайшим уровнем печати, но и композицией кадра, выбором точки съемки. С издательством сотрудничали лучшие фотографы России, среди которых был В.К. Булла, впоследствии ставший одним из известных советских фотодокументалистов.

В 1902 г. издательство получило право на воспроизведение интерьеров дворцов. Кроме этого, ему "принадлежало исключительное право на воспроизведение портретов членов императорской фамилии"8. К юбилею дома Романовых в 1913 г. была выпущена серия портретов Высочайших особ в исторических костюмах.

Всего издательство выпустило более 6000 наименований открыток, тираж которых с 1907 г. насчитывал 10 тысяч экземпляров. Многие открытки выдерживали по два-три, а некоторые по пять-шесть изданий. Цена была доступной - 5-10 копеек.

Во дворце принцессы Ольденбургской показали коллекцию платьев ушедшей эпохи

Все издания отличал превосходный уровень полиграфического исполнения, отмеченный высокими наградами на всемирных и всероссийских выставках9, разнообразие сюжетов и художественность. Качество хвалили и современники: "Деятельность Общины св. Евгении "Красного Креста" поистине изумительна... Я подразумеваю почетную издательскую деятельность Общины, дающую не только материальный доход, но и обслуживающую художественные потребности небогатого общества"10; "Время от времени Община св. Евгении выпускает художественные издания, отмеченные большим вкусом и редким изяществом..."11.

Магазины и система распространения

В 1904 г. в Петербурге, в здании Общества поощрения художеств на Большой Морской улице открылся первый магазин Общины св. Евгении, довольно быстро ставший известным. Участие в организации магазина принимал Н.К. Рерих, который сам разработал проект его оформления. Вскоре подобный магазин открылся и в Москве. Появились специальные киоски по продаже открыток на железнодорожных станциях по всей России.

Издатели продвигали открытки не только на российский, но и на европейский рынок. Впервые Община пыталась продать свои открытки в Штутгарте уже в 1898 г., но эта попытка, из-за дороговизны открыток, оказалась неудачной. Однако в 1899 г. их продажа все-таки началась в Копенгагене, Стокгольме, Дрездене и Париже.

Просвещенный благотворитель. История жизни и работы принца Ольденбургского

Издательская деятельность Общины св. Евгении пережила революции. В 1920 г. сама Община была ликвидирована, но ее издательство "как имеющее культурно-просветительское значение было передано в ведение Государственной академии истории материальной культуры под руководством Н.Я. Марра и получило название Комитета популяризации художественных изданий"12. В 1929 г. комитет вместе с Обществом поощрения художеств были закрыты. Так прекратило свое существование издательство, деятельность которого на протяжении 30 лет приносило огромную пользу российскому обществу.

Фотографии из коллекции "Открытки" фонда ИЗО ГБУК "Музейное объединение "Музей Москвы"

История Фотография Научная библиотека ЕГЭ по истории Санкт-Петербург