28.10.2025 18:10
"Родина"

На охоте Брежнева и Киссинджера кабан "умер от разрыва сердца"

Текст:  Сергей Девятов (доктор исторических наук) Валентин Жиляев (кандидат исторических наук) Ольга Кайкова (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: Июнь 2013 года №6 (613)
8 августа 1969 года распоряжением Совета Министров РСФСР №1740-р Министерству обороны СССР для Завидовского заповедно-охотничьего хозяйства было передано около 22 тысяч гектаров лесов из Лотошинского лесхоза Московской области и Тургиновского лесничества Калининской области. В связи с существенным увеличением в 1965 и 1969 годах территории хозяйства Всесоюзный институт "Союзгипролесхоз" под руководством главного инженера отдела Н. И. Ильинского в 1967-1969 годах провёл новое, третье по счёту, охотустройство.
Л. И. Брежнев с трофеями. / из архива журнала "Родина"
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Охотустройство

Именно в это время стал меняться статус Завидовского заповедно-охотничьего хозяйства. Подчинённое через Управление делами руководству Министерства обороны СССР, оно всё больше становилось любимым местом охоты партийного и государственного руководства Советского Союза, а также высоких зарубежных гостей. Несмотря на такой высокий статус, в хозяйстве жёстко соблюдались правила и сроки охоты. Но это только одна сторона его деятельности. Хозяйство всё больше стало использоваться как место, где можно не только побывать на природе, поохотиться, порыбачить, но и плодотворно поработать над государственными документами в одиночестве или в группе.

А ведь к середине 1960-х годов об охотах коллективов военных охотников, а также высшего генералитета военного ведомства в Завидовском заповедно-охотничьем хозяйстве не могло быть и речи. Только министры обороны СССР - маршалы Родион Яковлевич Малиновский, а с 1967 года Андрей Антонович Гречко - могли приезжать и приезжали на охоту в эти места.

К концу 1960-х годов охотничьи угодья хозяйства стали преимущественно использоваться по назначению, а также для работы и отдыха только высшим государственным руководством СССР и высокопоставленными зарубежными гостями. В эти годы гостем Завидовского комплекса был и первый космонавт нашей планеты. Вот какую запись оставил Юрий Алексеевич Гагарин 8 июня 1967 года в книге отзывов посетителей Завидовского охотничьего хозяйства: "Мы чувствуем настоящий отдых на истинно русской природе. Большое спасибо людям этого замечательного коллектива".

2 декабря 1971 года распоряжением Совета Министров СССР № 2575-р Завидовское заповедно-охотничье хозяйство было преобразовано в Государственный научно-опытный заповедник. Министерство обороны СССР по-прежнему отвечало за его функционирование1. С этого времени в хозяйстве произошло существенное расширение научно-опытных работ. Комплекс Завидовского государственного научно-опытного заповедника, наряду с обеспечением охот высшего партийного и государственного руководства, стал широко использоваться для проведения как внутриполитических, так и межгосударственных мероприятий и переговоров.

В неофициальной обстановке

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев приглашал на охоту в заповедно-охотничье хозяйство достаточно близких ему в Политбюро товарищей. Это касалось и зарубежных гостей: помимо охот в этом комплексе проходили рабочие встречи и переговоры. Завидово в 1960-1970-е годы неоднократно посещали президент Финляндии Урхо Калева Кекконен и президент Югославии Иосип Броз Тито. Так, в январе-феврале 1967 года, в рамках официального визита Тито в СССР, Л. И. Брежнев, А. Н. Косыгин, А. А. Громыко, Ю. В. Андропов и югославский гость успешно охотились на кабанов в Завидовском хозяйстве. Было прекрасное настроение, хорошие трофеи, конструктивный обмен мнениями.

Уникальная сторона деятельности Завидовского комплекса - проведение встреч на высшем уровне в неофициальной обстановке. Представляет интерес выдержка из воспоминаний Андрея Андреевича Громыко о высказываниях Гельмута Шмидта, федерального канцлера ФРГ в конце 1970-х - начале 1980-х годов, на тему охоты и Завидово: "…Он как-то рассказывал в моём присутствии:

- В годы войны я был офицером вермахта. В течение некоторого времени мы находились в одной из частей в Завидово, что в юго-западной части Калининской области. В памяти осталось первоклассное завидовское охотничье угодье.

Шмидт не уточнял, удалось ли ему поохотиться на диких кабанов. Но можно не сомневаться, что видел грабёж и насилие, весь набор преступлений, которые гитлеровские палачи совершали против советских граждан в городах и сёлах нашей страны.

Правда, Шмидт, рассказывая о своём пребывании в Завидово, заметил:

- Я принадлежал к числу тех офицеров, которые чувствовали обречённость гитлеровской авантюры против советского народа.

Конечно, исключать этого нельзя… Среди офицерского состава фашистских войск встречались такие люди. Но большинство из них пунктуально исполняло приказы своих командиров, не задумываясь над тем, какие несчастья и страдания эти приказы несли людям, народу"2.

Ниже впервые приводятся выдержки из рабочих тетрадей Л. И. Брежнева, посвящённые пребыванию в Завидово:

"7 февраля [1969 года] - встреча тов. Кадара (Киев. вокзал). Завидово - 10-го обед и проводы.

Работа в Завидово - среда. 4 июля 73 г. Брежнев - Пономарёв - Катушев - Русаков - Шишлин. Рассматривали вопросы к визиту вьетнамских друзей. Политическую, эконом. военную стороны. Проекты речей.

12 - четв. [июль 1973 года] - работа над докл. в Завидово. 13 - пятница - раб. над докладом в Завидово. 14 - субб. работа над докл. в Завидово. 15 - воскр. - работа над докл. в Завидово. 16 - понед. - работа над докладом"3.

Брежнев: охота и политика в Завидово

Конфуз Киссинджера

Многолетний посол СССР в США Анатолий Фёдорович Добрынин так писал о визите государственного секретаря США Генри Киссинджера в Советский Союз в марте 1974 года: "Несмотря на сложность переговоров, Брежнев нашёл всё же время и для охоты на кабана, чтобы развлечь своего гостя (переговоры шли в Завидово). К концу одного заседания Брежнев предложил Киссинджеру "поразмяться и пойти поохотиться на кабана". Я видел, что госсекретарь был не в большом восторге от такой затеи: кто знает, что может случиться на охоте. Он стал говорить, что не охотник и не очень умеет обращаться с огнестрельным оружием. Брежнев бодро сказал, что "покажем, как это делать". Тогда Киссинджер заметил, что у него нет подходящей одежды для охоты в такой морозный день. Брежнев тут же приказал принести шапку, ватник, сапоги, взятые "напрокат" у сотрудников охраны. В этом наряде помощник президента выглядел довольно комично, зато было тепло. После этого Брежнев "забрал Генри с собой", и они вместе с егерем уехали на охоту.

Как рассказывал после в шутливой форме Брежнев, когда он на месте вручил ружьё Киссинджеру, тот настолько неумело держал его, что "мог вместо кабанов перестрелять своих спутников". Поэтому решили поручить ему роль "иностранного наблюдателя за охотой на русских кабанов". Киссинджер сам активно вечером подшучивал над всем этим приключением, заявив, что один из кабанов сам умер от разрыва сердца, увидев такого незадачливого охотника"4.

Заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС Анатолий Сергеевич Черняев в своих дневниках также отмечал, что пребывание в охотхозяйстве часто использовалось как место для работы различных групп по подготовке важнейших партийных и государственных документов, именно здесь обсуждались и решались многие политические вопросы: "Брежнев в Завидово - первая половина июля 1973 г. (отдых и подготовка к выступлению по случаю 70-летия II съезда РСДРП)… С 15 по 27 декабря [1975 года] были в Завидово. Подготовка речи Брежнева к XXV съезду КПСС. Январь 1976 года. Завидово. Продолжение подготовки доклада к XXV съезду КПСС.

…Накануне дня рождения Брежнева (19 декабря 1975 года ему исполнялось 69 лет) в Завидово приехал Громыко. Три часа они беседовали с глазу на глаз"5.

Приводим отдельные зарисовки Черняева об обстановке в моменты работы в Завидово. "…Я думал, что в Ново-Огарёво кончится моё участие в подготовке отчётного доклада. Вызов в Завидово был неожиданным. Позвонил Александров и передал команду Генерального.

…Однажды явился [Брежнев] в "зимний сад", перепоясанный военным ремнём, с кобурой американского типа (рукоятка наружу). Мы заинтересовались, окружили его. Он картинно выхватил пистолет (вообще он явно не лишён актёрского дара, говорил, что в молодости, когда учился в Курске, подрабатывал статистом на сцене) и наставил его в живот Арбатову. Тот отпрянул. "Не бойся, академик, я шучу!" Объяснил нам, что взял у гэбэшников этот уникальный бесшумный пистолетик, который, однако, обладает огромной останавливающей силой, не меньшей, чем "кольт", подаренный ему в США артистом-ковбоем. Показал нам в другой раз и этот "кольт". Рассказал, как он из этого пистолетика добивал раненого кабана, прошил его насквозь, а тот всё ещё сучил ногами и, когда отошли, вскочил и ещё метров 50 пробежал. "Вот силища! Удивительно живучий зверь!"

…Об охоте (а он ездит на охоту через день часа на два, на три) рассказывает много и за трапезой, и в ходе работы над текстами: "Залезли на вышку, ждём. Нет и нет. Вдруг целое стадо. Первый вышел из-за дерева: я его раз - готов! Другой за ним: я его раз - готов! И так подряд восемь штук, без промаха! А зверь-то ведь чуткий и умный. Но видит только на уровне своих глаз. То, что над ним, а мы ведь на вышке, не видит. Зато нюх и слух изумительные. За километры чует, если ветер переменится и пойдёт "от охотника" - сегодня не жди, охоты не будет". И так далее каждый день что-то в этом роде.

…19 декабря был день рождения у Леонида Ильича… Однако он слетал-таки на вертолёте в Москву, побывал только дома и ни с кем из "коллег" не встречался… В 6 часов вечера Л. И. (опять на вертолёте) вернулся в Завидово. С 7 до 12 - до полуночи сидели за столом, "при свечах". Говорили тосты… Обстановка была очень простая. Нас было шестеро, не считая генерала, егеря… и потом он позвал ещё двоих охранников, очень симпатичных ребят.

26 декабря 1975 года - охота Л. И. в Завидово… В субботу, 27 декабря, он неожиданно объявил, что к вечеру разъезжаемся до Нового года"6.

Неофициальная резиденция

Документы говорят о том, что со второй половины 1960-х годов до 1975 года Завидово стало для Леонида Ильича одним из часто и, можно сказать, достаточно регулярно посещаемых и самых любимых мест, используемых не только для отдыха и охоты, но главным образом для работы. Можно сделать вывод, что Завидовский комплекс стал "неофициальной загородной резиденцией" Генерального секретаря. Именно там принимались многие важнейшие внутренние и внешнеполитические решения, готовился большой объём рабочих документов. В этот период пребывание Брежнева, с различными группами специалистов, в Завидово - суммируя общее количество дней с января по декабрь - продолжалось свыше двух месяцев.

Чтобы показать объём подготовительной работы и принятых в Завидово решений, приведём несколько выдержек из воспоминаний помощника Генерального секретаря ЦК КПСС Андрея Михайловича Александрова-Агентова о работе в Завидовском комплексе: "Это было в мае [1972 года], Леонид Ильич находился тогда с группой сотрудников в Завидове, готовясь к своей первой встрече с Никсоном. И я хорошо помню, как он, нервно покуривая, постоянно заходил к нам в зал справиться, нет ли каких новостей насчёт ратификации в Бонне. (Кстати, сорвись она - и исходные позиции Брежнева на переговорах с американским президентом оказались бы значительно ослабленными). Всеобщий вздох облегчения послышался, когда из Москвы раздался звонок, сообщивший о ратификации (договора между СССР и ФРГ. - Авт.). Брежнев сразу повеселел. Ужин в этот вечер за большим столом в Завидово (Леонид Ильич всегда столовался вместе со всеми) прошёл на подъёме"7.

Брежнев - Никсону: При обоюдном желании всегда можно договориться. О чем говорили лидеры СССР и США полвека назад

Конечно, было бы не совсем верно утверждать, что во времена своего пришествия во власть Генеральный секретарь ЦК КПСС охотился, да и работал только в Завидово. Широко известно его участие в охотах на водоплавающую дичь (гусей и уток) в охотхозяйстве под Астраханью, на различных зверей и птиц в Залесье (под Киевом), Беловежской пуще, в других заповедных местах. Но Завидово - эпицентр событий такого рода.

Представляем ещё несколько выдержек из дневников Брежнева, посвящённых Завидово:

"15 мая суббота [1976 года]. Никому не звонил. В 11 часов дня сел за руль и поехал в Завидово. Хорошо поплавал на лодке. Убил 3-х уточек - в гарем (утятник. - Авт.) не заезжал. Не вытерпел, съездил в лес.

25 сентября [1976 года]. Суббота… Днём уехал - на ["Ниссане"] "Президенте" в Завидово…11 шт. к. 1 лось. 1 марал.

7 января [1977 года]. В 4 часа - было заседание Политбюро - обсудили. После ПБ - уехал в Завидово (7) с Черненко (2) Володя (2) - Ив. Конст. (3)

14 января - пятница [1977 года]. Уехал в Завидово. Черненко К. У. тоже. 15-е января, суббота тоже Завидово…

26 февраля - воскресенье [1977 года] утром в Завидово работал.

23 апреля [1978 г.] на даче - ездил в Завидово без охоты.

23 сентября [1979 года] - поехал в Завидово на вечернюю охоту - переночевал.

Пятница 28 августа, суббота 29 августа [1981 года] - Завидово. Воскресенье 30 августа дома"8.

С 1975 года здоровье Леонида Ильича стало заметно ухудшаться. У него ощутимо испортилась речь. Он стал реже появляться на людях. И всё же оставалось Завидово, это удивительно красивое и благодатное место, главное - оставалась охота и возможность восстановить силы на природе у гостивших там людей. Черняев писал в дневниках:

"Прежде всего: вопреки ожиданиям и опасениям, связанным с телевизионными впечатлениями и слухами в аппарате, которые подкрепляются длительным отключением Брежнева от дел, я его нашёл в более или менее нормальном (для него) состоянии, т. е. таким, каким я его помню по прежним посещениям Завидово четыре и более года назад"9.

Леонид Брежнев: жизнь на износ

Люди в Завидово преображались - Леонид Ильич Брежнев верил в это. Временем, проведённым в охотхозяйстве, он очень дорожил и как страстный охотник был очень привязан к этому краю.

"Хорошо понимая происходящий процесс ослабления своих возможностей, Леонид Ильич за последнее время (со второй половины 1970-х годов. - Авт.) почти полностью передоверил формирование как внутренней, так и внешней политики узкому кругу людей, - вспоминал Александров-Агентов. - …Сами заседания Политбюро, которые проводил Брежнев, в своё время продолжавшиеся по несколько часов, стали сокращаться до одного часа, до 45 минут и т. д. Всем было видно, что Брежнев думает только об одном: как бы поскорее закончить заседание и уехать на отдых в Завидово"10

Фотоальбом История