23.11.2025 07:54
"Родина"

Блеск и пустота Луначарского - современники о противоречивой фигуре наркома просвещения

Современники о противоречивой фигуре легендарного наркома просвещения, родившегося 150 лет назад
Текст:  Петр Базанов (доктор исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №11 (1125)
Анатолий Васильевич Луначарский (11 (23) ноября 1875 - 26 декабря 1933) - революционер, государственный и партийный деятель, писатель, переводчик, публицист, теоретик и критик искусства, первый нарком просвещения РСФСР. Один из самых образованных членов Коммунистической партии. Близкий друг Ленина.
Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), нарком просвещения СССР в своем рабочем кабинете. / РИА Новости
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Но не все так однозначно, как зафиксировано в справочниках.

Он осуждал вооруженное выступление большевиков, но после октябрьского восстания возглавил наркомат просвещения. Он покинул этот пост после артобстрела большевиками Кремля, но на следующий день отставку отозвал. Он оставался наркомом вплоть до 1929 года, но в партии считался инородным элементом и в состав ЦК так и не был избран. Он написал пьесу "Бархат и лохмотья", но обвинялся в протекционизме своей второй жене актрисе Наталье Розенель, за что удостоился злой эпиграммы Демьяна Бедного:

Противоречивые характеристики наркома, данные его современниками, публикуются на правах цитирования.

Писатель Илья Эренбург (1891-1967)1

Январь 1909 года

Когда я начал писать стихи, А.В. Луначарский меня приободрил, говорил мне, что можно быть революционером и любить поэзию. Анатолий Васильевич был для меня мостом - он связывал мое отрочество с новыми мечтами. Можно увидеть в воспоминаниях о нем: "огромная эрудиция", "всесторонняя культура". Меня поражало другое: он не был поэтом, его увлекала политическая деятельность, но в нем жила необычайная любовь к искусству, он как будто был неизменно настроен для восприятия тех неуловимых волн, которые проходят мимо ушей многих.

Впоследствии, изредка с ним встречаясь, я пытался спорить: его оценки мне были чужды. Но он был далек от желания навязать свои восприятия другим. Октябрьская революция поставила его на пост народного комиссара просвещения, и, слов нет, он был добрым пастырем.

Анатолий Луначарский - первый нарком просвещения РСФСР

Художник Александр Бенуа (1870-1960)2

10 (23) ноября 1917 года

Очень действенным приемом соблазна у Луначарского служит то, что свои утопические фантазии он пересыпает вставками известного скепсиса (и даже самоиронизирования), вследствие чего он к себе лично, к своей искренности вызывает большое доверие. Зато когда после слушания этой сирены остаешься с собой наедине и вполне приходишь в себя, то с особой ясностью слышишь голос простого здравого смысла...

Пока мы ехали с Луначарским, я поднял вопрос о необходимости возвращения Петрограду его первоначального, данного основателем имени. Луначарский выразил тому полнейшее и даже горячее сочувствие и сообщил, что и Ленин стоит за обратное переименование...

18 ноября (1 декабря). Суббота. Оказывается, хохлы сегодня приходили в Эрмитаж и с превеликим нахальством требовали, чтобы им немедленно выдали "реликвии". Молодчина Дмитрий Иванович (граф Толстой - директор Эрмитажа3) не растерялся и отвечал, что уступит только силе. Они ушли, но тотчас же вернулись... с ордером Луначарского (!) и в сопровождении солдат (!!). Насилу спешно вызванному Ятманову4 удалось утихомирить разбушевавшихся мазепинцев.

Чтоб выиграть время, Ятманов уверил их, что необходимо обставить передачу (так и сказано в бумагах Луначарского) известной торжественностью, а на это, мол, требуется некоторая подготовка. Верещагин5 после этого снова заявил, что не может оставаться у дел ("Нас не слушают, с нами совсем не считаются, у Луначарского нет абсолютно никаких убеждений, это какая-то флюгерка, это мелкий бес на службе у более крупных чертей").

Владимир Ильич Ленин

Писательница Рашель Хин-Гольдовская (1863-1928)6

26 ноября (9 декабря) 1917 года

Революционный гарнизон пробил ручными гранатами стену в винный погреб Зимнего дворца, и все перепились. Перебили на миллион рублей бутылок, разлитое вино наполнило подвал на аршин. Вино лакали, набирали его в сапоги, в шапки, некоторые тут же умирали, захлебнувшись. Посланные на усмирение "красногвардейцы" тотчас же присоединились к пьянству и грабежу "товарищей". Явившийся на чудовищное пиршество народный комиссар Луначарский не выдержал и убежал.

Писатель Владимир Короленко (1853-1921)7

Наша интеллигенция вместо того, чтобы мужественно и до конца сказать правду "владыке народу", когда он явно заблуждается и дает себя увлечь на путь лжи и бесчестья, прикрывает отступление сравнениями и софизмами и изменяет истине... И сколько таких неубежденных глубоко, но практически примыкающих к большевизму в рядах той революционной интеллигенции, которая в массе способствует теперь гибели России, без глубокой веры и увлечения, а только из малодушия и без увлечений. Быть может, самой типичной в этом смысле является "модернистская" фигура большевистского министра Луначарского. Он сам закричал от ужаса после московского большевистского погромного подвига... Он даже вышел из состава правительства. Но это тоже было бесскелетно.

Писатель Корней Чуковский (1882-1969)8

27 февраля 1918 года

Я видаюсь с Луначарским чуть не ежедневно. Меня спрашивают, отчего я не выпрошу у него того-то или того-то. Я отвечаю: жалко эксплуатировать такого благодушного ребенка. Он лоснится от самодовольства. Услужить кому- (неразборчиво), сделать одолжение - для него ничего приятнее! Он мерещится себе как некое всесильное благостное существо - источающее на всех благодать: - Пожалуйста, не угодно ли, будьте любезны, - и пишет рекомендательные письма ко всем, к кому угодно - и на каждом лихо подмахивает: Луначарский. Страшно любит свою подпись, так и тянется к бумаге, как бы подписать.

В Министерстве просвещения Лунач. запаздывает на приемы, заговорится с кем-нибудь одним, а остальные жди по часам. Портрет царя у него в кабинете - из либерализма - не завешен. Вызывает он посетителей по двое. Сажает их по обеим сторонам. И покуда говорит с одним, другому предоставляется восхищаться государственною мудростью Анатолия Васильевича... Кокетство наивное и безобидное.

Поэтесса Зинаида Гиппиус (1869-1945)9

27 апреля 1918 года

В среду на Страстной - 1 мая по новому стилю. Владыки объявили "праздник своему народу". Луначарский, этот изолгавшийся парикмахер, клянется, что устроит "из праздников праздник", красоту из красот. Будут возить по городу колесницы с кукишами (старый мир) и драконов (новый мир, советская коммуна). Потом кукиши сожгут, а драконов будут венчать. Футуристы воспламенились, жадно мажут плакаты. Луначарский обещает еще "свержение болванов" - старых памятников. Уже целятся на скульптуру бар<она> Клодта на Мариинской площади. (Из "Карла Маркса" ничего не вышло, "свергать" легче - посвергаем!10). На всякий случай и пулеметов понаставили. Вдруг безработные придут на праздник не с достаточно сияющими лицами?

Надо знать: в городе абсолютный голод. Хлеба нет даже суррогатного. Были случаи голодной смерти на улице. Со всех сторон Петербург обложен: немцо-финны с севера, немцо-украинцы с юга (Курск, Воронеж). В этих обстоятельствах-то "Совнаркому" и хочется повеселить свой "пролетариат" (100 тысяч безработных). Решили: пора объявить "рай на земле" наступившим.

/ РИА Новости

Писатель Михаил Пришвин (1873-1954)11

23 июня 1926 года

Почему Луначарский мне представляется Хлестаковым. Читал его статью о пьесе Р. Роллана12: очень интересно, только очень легко скользит по нашим больным вопросам, даже весело. Пустоцвет! Он пишет, например, легко и весело о победе коммунистов как о чем-то несомненном, конечном, а между тем вызывает мысль: "была ли победа?". Да, была ли это победа коммунистов, если коммунисты должны были расстаться со всем коммунистическим и оставаться на местах как-то "на смех", вроде как в деревнях старосты. Революция - это объемистое дело, и у коммунистов в этом деле была своя роль - кончилась роль, и они тоже брошены были в жизнь как обыватели: "живи и дивись!".

6 февраля 1929 года

Луначарский, присоединяясь к разгрому Академии13, говорит, что "всякая наука вне марксизма есть полунаука". Возмущение охватывает от этих слов, когда собираешь в себе свой естественный разум: отбросив даже теоретическую науку, трудно человека, работающего над туберкулезной бациллой, обязать марксизмом.

Ученый извне, "политически", атеист, а в творчестве непременно теист. Словом, ученый осуществляет свою веру методом, а не догматом. "Марксизм" же свой догмат выдает за научный метод, "закон" и тем самым вечно ищет в своем догматическом единстве овладеть творческим разнообразием жизни. Вот истоки столкновения коммунистов с Академией наук.

/ РИА Новости

Писатель Аркадий Гайдар (1904-1941)14

27 декабря 1933 года

Работал хорошо. Только что пришла Аня15 и сказала о том, что умер А. В. Луначарский. Этот человек - целая эпоха.

Историк Аркадий Маньков (1913-2006)16

28 декабря 1933 года

Мир в трауре! Два дня назад умер А.В. Луначарский. Я слышал о многих смертях - и близких, и далеких мне людей, и людей знаменитых. Но имя Луначарского для меня воплощение и близкого родного человека, и гения одновременно. Видимо, поэтому с болью оборвалась одна из струн где-то в глубинах моего тайного мира, когда я увидел его имя на газетном листе, скованное четырьмя зловещими черными линиями.

Почему первый нарком просвещения Луначарский всегда был под огнем стихотворной критики

Политик Вячеслав Молотов (1890-1986)17

9 октября 1975 года

- Луначарский - очень талантливый, да. Легко писал, легко выступал. Знал несколько языков. Во всяком случае знал немецкий, французский, видимо, английский, итальянский...

- Не особенно был научный, но очень культурный, грамотный. В дореволюционное время Луначарский очень помогал Ленину в издании заграничной литературы.

Пьесы Луначарского читать вообще-то тяжело. Но некоторые нельзя не прочитать. Речи его интересные. Талантливый оратор. Но иногда слово им владеет, а не он. Щегольство чувствовалось - в этом смысле он очень блистал.

Судьбы ЕГЭ по истории