С некоторых пор "Спартак" ведет историю от 1922 года, от команды МКС, которая, несколько раз переименовывалась и в итоге стала "Спартаком". Собственно, день, когда это произошло - 19 апреля 1935 года - Симонян всегда считал днем рождения клуба. И добавлял: "Так что я старше "Спартака".
Никита Симонян, настоящее его имя Мкртыч, а отчество - Погосович, родился в 1926 году в Сухуми. Мальчишкой увлекся футболом, получал за это тумаки от отца. Ботинки рвались, играли чем попало, делали мячи из тряпья. Настоящие мячи он увидел только в сборной Абхазии. Шесть человек из той команды дойдут до ведущих клубов СССР.
Еще во время войны, года с 1944-го, в Сухуми стали приезжать команды мастеров - "Динамо", ЦДКА, но не "Спартак". В 1945-м приехала московская команда "Крылья Советов", а с ней и юноши, которые были чемпионами Москвы. Сборная Абхазии с Симоняном в составе сыграла с юношеской командой два матча и оба раза выиграла. Симонян забил, сыграл какое-то время и за взрослую команду. Тренеры "Крыльев" Абрам Дангулов и Владимир Горохов позвали парня в Москву. На это Никита ответил, что без согласия родителей не может ничего решать. В итоге тренеры пошли на разговор к отцу и в Москву перспективного игрока все-таки забрали.
Лучший бомбардир в истории "Спартака" Никита Симонян скончался в возрасте 99 летСтолица поразила размахом. Но привык Симонян быстро, хотя жил как раз без размаха. Первые три года ночевать приходил в квартиру к тренеру Горохову - Никите выделили сундук в чулане. Но все время, на самом деле, проводил на тренировках и прошел хорошую школу в "Крыльях". Капитаном там был Владимир Егоров, а еще знаменитый Петр, или, как его называли болельщики, Пека Дементьев, Августин Гомес. Он из тех детей, которых во время войны в Испании вывезли в СССР.
Но вскоре "Крылья" расформировали - и Симонян оказался в "Спартаке".
- Когда мое имя стало на слуху, произошел забавный случай, - рассказывал Никита Павлович корреспонденту "Родины". - В Сухуми отдыхали офицеры московского военного округа - там был санаторий. И на рынке, где мой отец подрабатывал сапожником, кто-то указал на него подполковнику, большому любителю футбола. "Это правда отец Никиты Симоняна?! А ну-ка, ребята, качать его!" - скомандовал он своим подчиненным. В тот день отец пришел домой и попросил мать, когда та станет писать мне очередное письмо, чтобы извинилась передо мной от него. Я ведь получал от отца за футбол. А тут его за сына-футболиста на руках носили.
В 1951-м Василий Сталин стал делать все, чтобы забрать Симоняна из "Спартака" в свою команду ВВС. Это было зимой, после сезона. Никита с одноклубниками Игорем Нетто и Анатолием Ильиным уехали в Кисловодск. Туда за Симоняном Сталин прислал двух адъютантов. Они заявили, что в Москву лететь с ними обязательно, отказ не принимают и нужно разговаривать с "самим".
- Наверное, я не понимал, что Сталин может со мной сделать. Знал только одно: из "Спартака" не уйду. В Москве меня встречал полковник Соколов и об отказе играть за ВВС заявил и ему. Потом слышал, будто бы он вел разговоры, что меня надо пристрелить из-за угла, - вспоминал Симонян. - Но впереди была встреча с Василием Сталиным, которому я, на самом деле, безмерно благодарен. Там был не только он, но и другие военные. Когда мне надо было что-то говорить, произнес такую фразу: "Василий Иосифович, благодаря "Спартаку", команде, тренерам я состоялся как игрок. Разрешите играть за "Спартак". Сталин обернулся к подчиненным: "Слышали? Человек мне сказал правду в глаза". Потом повернулся ко мне: "Ну, иди и играй за свой "Спартак". Но запомни: в любое врем я тебя встречу с распростертыми объятиями".
Симоняна доставили домой, на Новопесчаную улицу в Москве. Вскоре в квартиру постучался солдат, вручил справку с красной звездой и билеты на поезд в Кисловодск.
Там Игорь Нетто сразу спросил Никиту: "Ну, и где ты шлялся?" А тот решил подначить его с Ильиным: "Перед вами новоиспеченный игрок команды Военно-воздушных сил Советского Союза". Товарищи не поверили. Тогда Симонян мельком показал справку с красной звездой. На что Ильин уже серьезно заметил: "Набьют тебе морду болельщики - и правильно сделают".
Розыгрыш удался.
После прихода к власти Никиты Хрущева, Василий Сталин оказался в тюрьме, его содержали во Владимирском централе, досрочно освободили, но вскоре сослали в Казань. Вот в этот промежуток времени, когда Сталин был в Москве, Симонян случайно встретился с ним в ресторане "Арагви". "Никита, так тебя рад видеть. Очень хочется поговорить о футболе. Давай встретимся", - сказал Василий.
Это была их последняя встреча.
Команда 1950-х, возможно, сильнейшая в истории "Спартака". Она была основой и олимпийской сборной, ставшей чемпионом на Играх в Мельбурне в 1956 году. Перед этим в "Спартак" вернулся после ссылки основатель клуба Николай Старостин. Именно благодаря ему Симонян, едва закончив играть, станет старшим тренером "Спартака".
А на Олимпиаде золотые медали получали только футболисты, которые участвовали в финале, в том числе Симонян. До этого все матчи отыграл молодой Эдуард Стрельцов и Симонян подошел к нему с наградой: "Эдик, ты сыграл больше, а я только в финале. Это твоя медаль". Тот смутился: "Палыч, не возьму я медаль". Да, Стрельцов называл Симоняна по отчеству, так как был младше на десять лет.
Из Австралии до Владивостока наша команда добирались на теплоходе "Грузия". Тогда Палыч подошел к Стрельцову опять, сказал, что совесть гложет. На это Стрельцов уже без смущения ответил: "Если придешь еще раз с такой просьбой - обижусь. Тебе 30, мне - 20. Сам посуди, у тебя это наверняка последняя олимпийская медаль, а я еще не одну выиграю".
Нападающий сборной СССР Эдуард СтрельцовСтрельцов не выиграл ни одной. Хотя чемпионат мира в 1958-м мог стать его турниром. А стал турниром Пеле. То, что Стрельцова, которого посадили по обвинению в изнасиловании, не пустили на чемпионат мира Симонян называет хамством со стороны Хрущева.
- И вся эта хрущевская оттепель, на самом деле, просто месть Сталину. Хотя разве сравнишь Хрущева со Сталиным… Но эту тему я не хочу развивать, - признавался Симонян.
За две недели на чемпионате мира сборная СССР сыграла пять матчей. С англичанами сначала вничью, а потом победила в переигровке. Но затем в четвертьфинале наши уступили хозяевам - шведам.
Первое чемпионство Симоняна-тренера со "Спартаком" пришлось на 1962 год. Но команду, которая взяла "золото" в 1969-м он считал выше классом. Тогда в решающем матче красно-белые победили "Динамо" в Киеве.
А на будущий год в Одессе была написана одна из серых страниц в истории клуба. Игроки "Спартака" сдавали матч местному "Черноморцу", которому нужна была не только победа, но и чтобы соперник проиграл. В итоге "Черноморец" все-таки вылетел, хоть и выиграл у "Спартака".
- Я сразу увидел, что происходит что-то не то - команда постоянно пропускала игроков хозяев к воротам. В перерыве ко мне подошли Витя Папаев и Женя Ловчев, которые сообщили, что остальные игроки сдают матч. Сказал команде: "Вы что делаете? Невооруженным взглядом все видно". Обратился к Хусаинову, капитану: "Галимзян!.." Бесполезно - за несколько минут до конца нам все-таки забили, - вспоминал Симонян.
В 1972-м он провел последний матч в качестве главного тренера "Спартака". Команда заняла заняли 11-е место и проиграла в финале Кубка. Симонян возглавил "Арарат" и с ним команда тут же взяла и золотые медали, и Кубок СССР.
- Когда покидал "Спартак", Николай Петрович Старостин сказал: "Никит, если тебя разрезать, ты внутри красно-белый". Так и есть. Когда сейчас прихожу на матчи "Спартака", ко мне часто подходят мальчишки за автографом. И когда шкет просит расписаться, я обычно говорю: "Ты ж меня не видел ни на поле, ни тренером!" Парнишка отвечает, что папа видел! Хотя, конечно, и папа не видел. Но я никому в автографе и фото не отказываю. Просто приятно, что меня знают, - говорил Никита Павлович.
Еще он вспоминал случай как в игроцкую пору футболистам "Спартака" пообещали премию за определенное количество побед:
- Мы победили - денег нет. На собрании Нетто и Сальников говорят: "Где наши премии?" Я, как тот идейный, тоже встаю, вступаю, поддерживаю: "Да, дело ведь не столько в деньгах, сколько в принципе…" Но меня прерывает Сальников: "Ни хрена подобного, Никит! И в деньгах тоже!" Так было, да. Но я абсолютно уверен: в "Спартаке", в первую очередь, играли за честь клуба.