Как свидетельствуют документы, Иосиф Сталин обратил внимание на Тегеран, как на место возможной встречи лидеров стран Антигитлеровской коалиции, еще в августе 1943 года. Окончательное решение приняли 8 ноября.
Но сначала туда выехала группа высокопоставленных сотрудников органов внутренних дел. В нее входили заместитель наркома внутренних дел СССР генерал-полковник Аркадий Аполлонов, начальник 2-го (контрразведывательного) управления НКГБ СССР комиссар ГБ 3-го ранга Петр Федотов и заместитель начальника 6-го (охрана правительства) управления НКГБ СССР комиссар ГБ Дмитрий Шадрин. Для конспирации генерал Аполлонов фигурировал в документах под фамилией Аркадьев, Федотов - Иванов, а Шадрин - Сидоров.
Архивные документы об охране советской делегации в Тегеране в 1943 годуПосле поездки они подготовили докладную записку "О результатах проделанной работы в Тегеране". Там было указано о необходимости приведения в порядок зданий советского посольства в Тегеране, определялись маршруты поездок, варианты размещения охраняемых, организация электро- и водоснабжения и так далее.
Отмечались и необычные факты - беспорядочное движение транспорта и животных по Тегерану без соблюдения правил и контроля со стороны регулировщиков. При движении кортежей и выставлении караулов собирается много зевак, ухудшая безопасность охраняемых лиц. Приводился пример. 27 октября на спортивных состязаниях в Тегеране толпа прорвала кордоны полиции и военных и едва не снесла дипломатическую трибуну с советскими чекистами и иностранными дипломатами.
Все замечания и предложения учли при подготовке встречи. К ноябрю 1943 года обстановка в иранской столице была спокойной. Буквально накануне там арестовали членов прогермански ориентированных активистов партии "Меллиюн-Иран", последнего немецкого резидента в иранской столице, оберштурмфюрера СС Франца Майера.
Хотя в августе 1943 года вся мировая пресса анонсировала скорую встречу Сталина, Рузвельта и Черчилля, германским спецслужбам так и не удалось узнать дату и место проведения конференции.
Однако, несмотря на серьезные меры, принятые для охраны специального поезда, который вез делегацию с Иосифом Сталиным в Тегеран, ЧП случались. В одном из рассекреченных документов сообщается, что на поезде пытались проехаться трое мужчин. Они сели на станции Голутвин Московско-Рязанской железной дороги 22 ноября 1943 года. Это Романов, Короваев и Гришин. При проверке оказались уголовниками. Всех мужчин сотрудники охраны сняли с поезда и передали дорожно-транспортному отделу НКГБ.
После возвращения в Москву из Тегерана Дмитрий Шадрин подготовил документ, в котором описал, как на территории СССР охраняли специальный поезд с делегацией во главе со Сталиным. Поезд выехал 22 ноября 1943 года из Москвы в Баку. Из Баку Сталин на самолете вылетел в Тегеран, туда же вернулся и после конференции. И на поезде отправился в Москву. В пути, отметил Шадрин, были случаи упущения и нераспорядительности со стороны администрации железных дорог по обеспечению нормального следования поездов.
28 ноября 1943 года в Тегеране прошла первая встреча лидеров антигитлеровской коалиции: Иосифа Сталина (СССР), Франклина Рузвельта (США) и Уинстона Черчилля (Великобритания).
Ее цель - разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и ее союзников. По итогам конференции решили вопрос об открытии второго фронта на севере Франции 1 мая 1944 года, получили принципиальное согласие западных союзников на территориальные интересы Сталина, приняли декларацию о совместных действиях антигитлеровской коалиции в войне против Германии и послевоенном сотрудничестве. Сталин дал обещание о вступлении СССР в войну против Японии через 3 месяца после разгрома Германии.
Тегеранская конференция 1943 года