01.12.2025 18:01
Общество

Что на шее у двуглавого орла, объяснили в Москве

Текст:  Виктория Чернышева
Столичные археологи собрали уникальную коллекцию изразцов, на которых изображены двуглавые орлы. В конце XVI - начале XVII века этот символ власти часто наносили на печные терракотовые изразцы, а позже - на глазурованные. Также двуглавый орел занимал заметное место на фасадах домов старой Москвы.
Двуглавые птицы имели разный вид - в разноцветном богатом оперении, с победно открытым клювом, с ошейниками, которые были закреплены на крепких шеях, с короной либо без. / mos.ru
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Фрагменты таких артефактов были найдены во время исследований на Чижевском подворье и в Романовом дворе. Как уточнили археологи, эти находки относятся к самому раннему периоду их появления. Двуглавые птицы имели разный вид - в разноцветном богатом оперении, с победно открытым клювом, с ошейниками, которые были закреплены на крепких шеях, с короной либо без. Форма орлов также была различной - их вручную создавали талантливые художники-резчики. "Аксессуары" орлов и их форма еще не стали каноничными, вот и экспериментировали художники.

Интересно, что распространению цветных изразцов с рельефными рисунками в России поспособствовал патриарх Никон. В 1655 году, когда он был настоятелем Иверского Святозерского монастыря, было налажено производство в соседнем селе Богородицыне (Валдай). Никон пригласил сюда белорусских мастеров, которые знали секреты изготовления глухих оловянных эмалей белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего цвета - их наносили на прозрачную коричневатую поливу. Такие изразцы начали называть ценными (дорогими, ценными). Их производство было сложным, с обжигом несколько раз.

/ mos.ru

После того как Никон стал патриархом, в 1658 году, он применил в декоре строящегося Ново-Иерусалимского монастыря ценные изразцы - они заменили византийские мозаики. Когда его лишили сана и отправили в ссылку, белорусских мастеров, работавших над украшением монастыря, перевели в Оружейную палату Московского кремля. С того момента столичные храмы начали украшать такими изразцами.

В начале 70-х годов XVII века этим искусством овладела московская гончарная слобода. Если монастырь опекался царской семьей, его украшали изразцами с изображением двуглавого орла - например, они есть в Покровском храме.

В этом году столичные археологи при раскопках обнаружили свыше 87 тысяч предметов. В основном это фрагменты керамики, стекла и металла. Также есть редкие артефакты - их более восьми тысяч. В частности, это красноглиняные испанские амфоры XVII века, в которых перевозили масло и вино, печные изразцы с расписным фрагментом XVIII века и маникюрный набор второй половины XIX века.

Как в Москве реставрируют столетний деревянный дом архитектора Карла Гиппиуса

Все находки после реставрации поступят в московские музеи, где их будут изучать, хранить и демонстрировать на выставках. Также часть артефактов можно увидеть в Старом Английском Дворе в "Зарядье".

Московские изразцы XVIII–XIX веков
Наука История Новости Загадки Легенды