Произведение, которое по сей день остается одним из самых популярных фортепианных концертов в мире, композитор первоначально посвятил пианисту и композитору Николаю Григорьевичу Рубинштейну. Именно он должен был стать его первым исполнителем. Петр Ильич писал об этом своему брату Анатолию еще когда работа над концертом только была начата: "Я теперь весь погружен в сочинение фортепианного концерта. Хочу непременно, чтоб Рубинштейн в своем концерте сыграл его; дело идет очень туго и плохо дается".
Но когда Чайковский представил Николаю Григорьевичу еще не оркестрованный вариант, Рубинштейн отказался исполнять концерт, в пух и в прах раскритиковав произведение. Вот как описывал эту сцену в письме к известной покровительнице искусств Надежде фон Мекк уязвленный критикой коллеги Петр Ильич: "Из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом все более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно… что как сочинение - это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. … Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я - маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью".
Для Чайковского критика Рубинштейна стала неожиданным и жестким ударом. Хотя через некоторое время Николай Григорьевич отношение к Первому фортепианному концерту Петра Ильича изменил. На московской премьере он даже дирижировал оркестром, а фортепианную партию сыграл блестящий пианист Сергей Иванович Танеев.
Мировая же премьера "Концерта для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор" Чайковского состоялась чуть раньше - 25 октября (13-го по старому стилю) 1875 года - и была сыграна немецким пианистом Гансом фон Бюловым в Бостоне, дирижировал оркестром Бенджамин Ланг. По рекомендации своего консерваторского коллеги Карла Клиндворта Чайковский отправил Бюлову партитуру. Тот был польщен. И, в отличие от Рубинштейна, сразу оценил сочинение Чайковского: "по идеям это так оригинально без вычурности, так благородно, так мощно, так интересно в подробностях, которые своим обилием не вредят ясности и единству общего смысла… Я бы утомился перечислением всех качеств вашего произведения, качеств, которые заставляют меня поздравить одинаково сочинителя и всех тех, кто будет наслаждаться этим произведением".
Впервые в России этот Концерт Чайковского прозвучал в Санкт-Петербурге 1 ноября (20 октября по старому стилю) 1875 года. Его исполнил Густав Кросс, бывший сокурсник Петра Ильича, дирижером выступил Эдуард Направник.
Музыкальные критики оценили произведение Чайковского неоднозначно. Герман Ларош, например, фактически назвал его посредственным, указывал на то, что среди других сочинений Чайковского оно занимает "весьма и весьма второстепенное место". Тем не менее, еще при жизни Петра Ильича его "Концерт для фортепиано с оркестром №1", обладающий уникальным "свойством одинаково нравиться и тонкому ценителю, и мало сведущему в музыке большинству", обрел колоссальную мировую популярность.
Он неоднократно звучал во время гастролей композитора по США в 1891 году, исполнялся на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, а также на последнем в его жизни концерте, состоявшемся 6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года в Большом зале филармонии в Петербурге.
Первый концерт, открывший новую эпоху в русской фортепианной музыке, не был позабыт и в XX веке. Он вошел в репертуар ведущих мировых пианистов: Артура Рубинштейна, Эмиля Гилельса, Владимира Горовица, Святослава Рихтера, Льва Оборина, Владимира Ашкенази. С 1958 года сочинение стало частью обязательной программы финального тура Международных конкурсов имени Чайковского.
Петр Ильич ЧайковскийВ 2025 году в России и в мире отмечалось 185-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Юбилею были посвящены концерты, выставки и другие мероприятия. Одним из знаковых событий года стало возрождение из небытия подмосковной усадьбы Плещеево. Здесь в 1884-1885 годах композитор жил в доме Надежды фон Мекк. "Плещеевская осень" стала для композитора местом творческого вдохновения, а 2025-м, спустя десятилетия забвения, в Плещеево вновь зазвучала музыка Чайковского.