Как пояснил реставратор, на месте фаланги большого пальца правой руки на полотне оказалась не авторская живопись, а более поздняя, созданная в XVIII веке. Здесь было сквозное отверстие, подмастиковка и вольное дополнение. Эту более позднюю деталь нельзя было удалять в ходе нынешней реставрации, так как она уже сжилась с образом и интегрирована в оригинальную живопись.
Реставратор долго думал, что делать с утраченным пальцем. Тот фрагмент, который раньше нарисовали, отличался и по стилистике, и по цвету. Виктор Коробков легкими ретушными тонировками сделал так, чтобы цвета приблизились к оригинальным. Как признался реставратор, это была самая сложная работа. А в Эрмитаже он трудится уже 23 года.
До 18 января картина находится в Аполлоновом зале Зимнего дворца. После этого вернется на свое место в зале Рембрандта.
Картина "Жертвоприношение Авраама" написана в 1635 году. В первой половине XVIII века полотно находилось в знаменитой картинной галерее премьер-министра Англии сэра Роберта Уолпола, а в 1779 году императрица Екатерина II выкупила коллекцию премьер-министра у его потомков и "Жертвоприношение Авраама" поступило в Императорский Эрмитаж.
В 1850 году картину перевели со старого холста на новый. С годами на ней проступили изменившиеся в тоне старые ретуши, рельефный шов на месте соединения холстов и разнохарактерный жесткий кракелюр с приподнятыми краями, грозящими осыпанием. Ей потребовалась реставрация.
В основе сюжета картины - ветхозаветный сюжет о последнем испытании благочестивого Авраама. Бог повелел ему принести в жертву собственного сына Исаака. Авраам пришел на место, которое указал ему Господь, построил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник сверху дров и занес нож.
Но в самый драматичный момент его останавливает ангел Господень: "Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня".
Выставка "Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции" в ГМИИ им.Пушкина