20.01.2026 15:40
"Родина"

"Чувствовал боль России, как свою". В Москве простились с оператором Анатолием Заболоцким

Текст:  Артем Локалов
В столице похоронили Анатолия Заболоцкого - оператора и фотографа, который работал с Василием Шукшиным над фильмами "Печки-лавочки" и "Калина красная", писал книги, делал очень многое для увековечения памяти писателей Василия Белова и Владимира Солоухина. Теперь и сам Заболоцкий остался в памяти народной как человек неравнодушный и переживающий за других. За нас.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
В Москве простились с оператором Анатолием Заболоцким

Анатолия Дмитриевича не стало 16 января, ему было 90 лет. Проститься с ним люди пришли в Никольский храм, что в Троекурове. Село, что стояло на берегу речки Сетуни, давно расселили, дома снесли, а церковь чудом сохранилась. Родной деревни Заболоцкого - Сыды, это в Красноярском крае - тоже давно нет, она затоплена в начале 1960-х при строительстве Красноярской гидроэлектростанции.

Наступление города на деревню, люди на переломе эпох, боль за родную землю - все это Заболоцкому было знакомо и близко. Поэтому и состоялся их дуэт с Шукшиным. Поэтому и вошли не только в фильм "Калина красная" - в историю нашу - кадры с рассказом крестьянки Офимии Офимьевны Быстровой из деревни Мериново, что рядом с Белозерском. Она потеряла на войне трех сыновей, а еще одного не видела 20 лет. По сценарию Егор Прокудин приезжает к ней в роли того самого сына и не сознается, что это он...

"Мученические слезы текли из глаз..." Рыбинское водохранилище поглотило сотни сел и город Мологу

Позднее об Офимии Заболоцкий снимет фильм. Она так и не дождалась единственного сына - умерла в одиночестве, замерзнув на печке в той же избе, где Шукшин и Заболоцкий несколькими годами ранее проводили съемку.

- Снимали мы так, - рассказывал Анатолий Дмитриевич в интервью "Родине". - Нам на неделю дали камеру Reflex с объективом 600. Мы выставили одно окошко в избе, а камеру установили на телегу. И вот издалека этот план через окно снимали. С живым звуком...

После смерти Офимии Офимьевны дом разграбили - искали деньги, думали, что Шукшин дал ей миллионы за съемки в фильме. Все обои ободрали, но ничего не нашли...

История, заставляющая сердце сжиматься. Как и в эпизоде, когда Куделиха - так бабушку зовут в фильме - долго глядит в окно вслед уезжающему сыну…

Оператор Заболоцкий рассказал, как работал с Шукшиным над "Калиной красной"

- Я потерял близкого друга - больше 30 лет мы дружили, - сказал корреспонденту "Родины" на прощании с Заболоцким народный артист России Александр Михайлов. - Толя - это наша совесть, совесть нации, нашей Родины. Всегда мы ориентировались на него. Его слово было маленькое, но всегда точное, емкое. Сколько сделал он для России! Мемориальную доску Владимиру Солоухину пробивал, памятник Василию Белову, много работал с Шукшиным. Снимал "Калину красную", "Печки-лавочки", не говорю уж про "Балладу о солдате". Толя не думал о себе совершенно, все отдавал. Чувствовал боль России нашей, как свою собственную. Шукшин, Белов, Распутин - и Заболоцкий из этой когорты.

Вскоре после премьеры "Калины красной" не стало Шукшина, ушла бабушка Офимия. Но остались кадры, снятые Заболоцким, книги, им написанные. Ведь это Анатолий Дмитриевич в своей книге "Шукшин в кадре и за кадром" показал, каким на самом деле был Василий Макарович.

Нас могли посадить: Заболоцкий рассказывает об экстремальных съемках "Калины красной"

Именно Шукшин познакомил Заболоцкого с писателем Василием Беловым, помогал восстанавливать в его родной Тимонихе дом. И о Белове тоже написал книгу - не столько о писателе, сколько о человеке. Сделал все, чтобы в Вологде ему поставили памятник.

Кстати, про памятник Шукшину, Тарковскому и Шпаликову возле ВГИКа в Москве Заболоцкий говорил, что монумент устроен неверно, потому что Макарыч показан не таким, каким был на самом деле.

Конечно, и сам Анатолий Дмитриевич достоин памятника - как и Шукшин, Белов, с которыми он был душевно близок. Правда, в родной деревне Заболоцкого его не поставить, ведь ее больше нет. Возможно, поэтому именно Анатолию Дмитриевичу суждено было сделать первые цветные кинокадры затопленного в те же годы при строительстве водохранилища храма Рождества Христова в Крохино. Руины церкви много лет сохраняют волонтеры, создавая храм-памятник сотням деревень и сел по всей России, что вот так же ушли на дно рукотворных морей.

Крохино. Фрагмент из фильма "Калина красная"

А те кадры полувековой давности из "Калины красной", которые каким-то чудом не вырезали цензоры, - вечный памятник ему, Анатолию Заболоцкому.

Новости Судьбы