ВЛАДИМИРА АРСЕНЬЕВА
КОРЕНЬ ЖИЗНИ
ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ТВОРЧЕСТВЕ И СУДЬБЕ НАШЕГО ВЫДАЮЩЕГОСЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКА, РОДИВШЕГОСЯ 10 СЕНТЯБРЯ 1872 ГОДА, РАЗМЫШЛЯЮТ УЧЕНЫЕ И ПИСАТЕЛИ, МУЗЕЙЩИКИ И КРАЕВЕДЫ, ТУРИСТЫ-ТАЕЖНИКИ И ПРОСТО БЛАГОДАРНЫЕ ЧИТАТЕЛИ
таежная поэма "двенадцать"
Даты: 2 июня - 30 ноября.

Маршрут: горная область Сихотэ-Алиня - к северу от залива Святой Ольги до бухты Терней и к западу от водораздела в системе истоков реки Уссури и ее притоков.

1906
ГЛАВНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА


Результат: Сихотэ-Алинь пересечен 8 раз, собрано огромное количество этнографических экспонатов и материалов, а также сведений о коренных народах Уссурийского края; написана повесть "По Уссурийскому краю" (напечатана в 1921 г.) и несколько научных работ и исследовательских очерков.
ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК


ПЯТЬ ИПОСТАСЕЙ "ЧЕЛОВЕКА ОТ БОГА", ЧЬИ КНИГИ, ВЗГЛЯДЫ И СУДЬБА НЕДОПРОЧИТАНЫ
владимир арсеньев - сыну:
работай или умри!
Талантливый писатель, ученый-энциклопедист, блестящий офицер, страстный и неутомимый путешественник, Владимир Клавдиевич Арсеньев был помимо прочего незаурядным педагогом.

Не имея высшего образования, он преподавал в средних и высших учебных заведениях в общей сложности более 20 лет.
СЕМНАДЦАТЬ ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ ОТЦА,
ЗАВЕЩАННЫХ 13-ЛЕТНЕМУ МАЛЬЧИШКЕ





Арсеньев пришел к нАм через опАлу, обвинения и утрАты


тернистыЙ мАршрут к потомкАм


Есть латинское выражение: letum non omnia finit - со смертью не все кончается. К концу 1920-х годов Арсеньев оказался в опале: его книга "Китайцы в Уссурийском крае" не вписалась в концепцию пролетарского интернационализма, которую в то время стали активно внедрять в науку и краеведение. Но если при жизни Арсеньева его критики еще стеснялись в выражениях, то смерть сняла все ограничения.
Жена и дочь Владимира арсеньеВа
Жизнями расплатились за талант любимого челоВека


перечеркнУтЫе сУдьбЫ дочки-матери


В возрасте крепко за сорок Арсеньева накрыли чувства к жительнице Владивостока, двадцатилетней Маргарите Соловьевой.

В конце апреля 1919 года Владимир Арсеньев сообщил своей первой жене, Анне Константиновне, о желании развестись и дал расписку, в которой обещал финансово поддерживать сына и оставлял бывшей жене «всё движимое имущество, кроме библиотеки и картографических материалов», а также обещал передать доход с первого издания книги «Дерсу Узала».

Уже 16 июля 1919 года был зарегистрирован брак Владимира Арсеньева и Маргариты Соловьёвой; 26 августа 1920 года у них родилась дочь Наталья.



смех в темном КиноЗале


Порой облик Арсеньева кажется даже слишком правильным, медально-бронзовым. Тем более ценны немногочисленные и порой неожиданные свидетельства о чертах его характера, склонностях, человеческих слабостях. Они оживляют его образ, приближают Арсеньева к нам.
РОЛЬ ВЛАДИМИРА АРСЕНЬЕВА В ФИЛЬМЕ "ДЕРСУ УЗАЛА" - ГЛАВНАЯ В МОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБЕ
ЮРИЙ СОЛОМИН
небитые карты


ДОЛГОЖДАННЫЙ «АТЛАС КАРТОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ ВЛАДИМИРА АРСЕНЬЕА» ВВЕДЕН В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ
"Атлас картографических работ Владимира Арсеньева" введен в научный оборот. О том, что чувствовали современные ученые, перенося в цифру и современные реалии карты, рисунки и записи Арсеньева, созданные 100 лет назад - рассказывает один из авторов Атласа кандидат географических наук Кирилл Ганзей.
"Работая над "Атласом", мы взяли за основу книги, опубликованные при жизни Арсеньева. Подчеркиваю: только те, в подготовке которых он лично принимал участие. Это очень важно, поскольку после его смерти тексты подвергались редактированию, сокращению, какие-то вещи подавались под "правильным" углом, однобоко. Советская цензура решительно вычеркивала и безобидные, казалось бы, авторские обороты ("Ваше благородие...", "Бог свидетель..."), и целые страницы с "крамольными" посвящениями, рассуждениями о войнах и революциях".
БИВАК
А
Странно устроен человек... Бивак этот ничем не отличался от других биваков. Так же он был под открытым небом, так же около односкатной палатки горел костер, так же кругом было мокро и сыро, но тем не менее все чувствовали себя так, как будто вернулись домой.

Часов в девять вечера прошел короткий, но сильный дождь, после которого туман сразу исчез и мы увидели красивое звездное небо. И это небо, по которому широкой полосой протянулся Млечный Путь, и темный океан, в котором разом отражались все светила небесные, одинаково казались беспредельно глубокими.
Б
Дерсу сидел на земле, упершись ногами в снег. Левой рукой он держался за грудь и, казалось, хотел остановить биение сердца. Старик таза лежал ничком в снегу и не шевелился.

Несколько мгновений я не мог сообразить, что случилось и что мне надо делать. С трудом я согнал с себя собаку, вылез из мешка и подошел к Дерсу.

- Что случилось? - спросил я его, тряся за плечо.

- Амба, Амба! - испуганно закричал он. - Амба совсем наша бивак ходи! Один собака таскай!

Тут только я заметил, что нет тазовской собаки.
АМБА
ГАТИ
Я подошел к краю обрыва, и мне показалось, что от массы падающей воды порой содрогается земля. В это время обоняние мое уловило запах дыма. Я обернулся и увидел Дерсу, разжигающего костер. Потом он начал развязывать котомку. Я думал, что он хочет остановиться на бивак, и стал убеждать его пройти еще немного. Гольд соглашался со мной, но продолжал развязывать котомку. Он достал из нее кусочек сахару, две спички, ломтик хлеба и листочек табаку. Все это он взял в одну руку, в другую - маленький горящий уголек и что-то стал говорить. Лицо его было серьезно, глаза опущены в землю. Что именно он говорил, я не мог расслышать за шумом водопада. Потом он подошел к обрыву и все бросил в воду.

- Что ты сделал? - спросил я его.

- Наша постоянно так, - отвечал он. - Его, - он указал на водопад, - все равно гром, черта гоняй.
ВОДОПАД
В
Этот день мы употребили на переход к знакомой нам грибной фанзе около озера Благодати. Опять нам пришлось мучиться в болотах, которые после дождей стали еще непроходимее. Чтобы миновать их, мы сделали большой обход, но и это не помогло. Мы рубили деревья, кусты, устраивали гати, и все-таки наши вьючные животные вязли на каждом шагу чуть не по брюхо. Большого труда стоило нам перейти через зыбуны и только к сумеркам удалось выбраться на твердую почву.
Г
АЗБУКА
АРСЕНЬЕВА
Д
Старший научный сотрудник Национального парка "Зов тигра" обсуждает с Арсеньевым характер, повадки и нелегкую судьбу "амбы"
галина Салькина:

мы С дЕтСтва тигров нЕ БоЯлиСь
Полевые дневники Владимира Арсеньева и его книги буквально "прошиты" тигром. Мы выбрали несколько эпизодов и попросили прокомментировать их Галину Петровну Салькину - непререкаемого эксперта, одного из лучших в мире специалистов по амурскому тигру, старшего научного сотрудника Лазовского заповедника и национального парка "Зов тигра".
А в тайге по утрам туман...
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ АВТОРЫ "РОДИНЫ" УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ДЛЯ АКТИВНЫХ ТУРИСТОВ НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЕ АРСЕНЬЕВСКИХ ТРОП
УЖИН С ДЕРСУ


РЕЦЕПТЫ ТАЕЖНЫХ ДЕЛИКАТЕСОВ ИЗ ПОХОДНОГО РАЦИОНА ВЛАДИМИРА АРСЕНЬЕВА И ЕГО СОРАТНИКОВ

На странице использованы фотографии РИА Новости, ТАСС, кадры из фильмов "Лесные люди", "Дерсу Узала", иллюстрации из книг Владимира Арсеньева и фотографии, карты и рисунки, предоставленные авторами материалов.
© 1998-2022 ФГБУ "Редакция "Российской газеты"

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Журнал "Родина" зарегистрирован Министерством печати и массовых коммуникаций 24 августа 1994 года, свидетельство №291