Сейчас Артему Федоровичу 85 лет. По совету своей матери он вел дневники и фиксировал события, очевидцем которых был сам. Своими воспоминаниями он поделился с корреспондентом "РГ".
Артем Сергеев родился в семье Федора Андреевича Сергеева (подпольная кличка - Артем), именем которого в СССР были названы десятки населенных пунктов и улиц.
После гибели легендарного большевика его сына воспитывал в своей семье друг и соратник Федора Сергеева Иосиф Сталин. Артем дружил с сыном Сталина Василием до самой его смерти.
Сейчас генерал-майор артиллерии Сергеев живет в поселке Жуковка на Рублевском шоссе, в доме, который приобрела его мать Елизавета Львовна еще в тридцать седьмом году. Артему Федоровичу 85 лет.
Двери дома Артема Федоровича, как и других обитателей этого элитного поселка, открыты далеко не для всех. Показала мне дорогу в Жуковку Екатерина Глушик, которая записывала с Артемом Федоровичем "Беседы о Сталине", выпущенные издательством "Крымский мост-9Д".
Атмосфера дома Сергеева удивительным образом сохранила дух довоенных дач под соснами, с просторными верандами, старинными инкрустированными шкафами, которые мама Сергеева покупала по 20 рублей каждый.
Наш разговор начался с детских воспоминаний Артема Федоровича.
Решение Политбюро
- Как вы попали в семью Сталина?
Артем Сергеев: Мой отец работал со Сталиным с IV съезда РСДРП. В 1906 году они там познакомились. В 1907-м отец был арестован, Сталин тоже. Отец три года просидел в тюрьме, шесть лет пробыл в эмиграции - в Китае, Японии, Австралии, Новой Зеландии.
Отец со Сталиным снова встретились на VI съезде партии в 1917 году и с тех пор постоянно общались. Они были вместе в Царицыне, куда Надежда Сергеевна Аллилуева приехала уже женой Сталина.
До X съезда мой отец был в ЦК партии и очень дружил с Иосифом Виссарионовичем. Мы с сыном Сталина родились почти одновременно в одном роддоме. И отец как-то сказал Сталину: "Всякое может случиться. Присмотри за моими".
24 июля 1921 года мой отец погиб. 27 июля состоялось заседание Политбюро, на котором присутствовали все его пять членов. 18-м пунктом повестки дня было записано: "Об обеспечении семьи товарища Артема".
27 июля 1921 года на заседании Политбюро среди других вопросов рассматривалось выполнение 18-го пункта "Об обеспечении семьи Артема. Исполнитель - Сталин".
Мать сильно болела. И меня взяли в семью Сталина.
Детский дом
- А как вы оказались в детском доме для детей членов правительства?
Артем Сергеев: В марте восемнадцатого года советское правительство переехало из Петрограда в Москву. Вначале людей расселили по гостиницам "Националь" и "Метрополь", затем стали обустраивать Кремль. Руководители государства работали, не считаясь со временем, на семью времени не оставалось. И решено было организовать для их детей детский дом. Он был создан в 1923 году. Содиректорами его были Надежда Сергеевна Аллилуева и моя мать.
- Где он находился?
Артем Сергеев: На Малой Никитской, дом 6. Это дом, где потом жил Максим Горький. Там находились 25 детей руководителей партии и государства и 25 беспризорников, вытащенных прямо из уличных котлов. Их поместили специально вместе, чтобы не растить детскую элиту. Там не было разницы, кто твои родители. Но по воскресеньям, если ты шел домой, то должен был пригласить к себе ребенка, у которого не было родителей и дома.
В детском доме главным было трудовое воспитание. Мы подметали. Приносили посуду. Самым почетным было дежурить и носить пищу. Попробовали мыть посуду - побили. Все друг у друга хватали тарелки, посуда летела на пол.
Мы с Василием оказались в детском доме, когда нам было по два с половиной года. Первый раз меня мама привела туда за ручку, а во второй раз с моим горшком. Это означало, что я остаюсь там.
Когда умер Михаил Васильевич Фрунзе и его жена, их детей Таню и Тиму также привели к нам в детдом. Там мы жили с осени 1923-го по весну 1927 года. Когда умер Ленин, мы ходили прощаться с ним всем детдомом. Стоял лютый холод. Отморозили себе щеки, и нам потом их смазывали гусиным жиром. До постройки мавзолея соорудили деревянный склеп, вход в который был со стороны Спасской башни.
Надежда Сергеевна и моя мама постоянно переписывались. Например, если Надежда Сергеевна уезжала со Сталиным на юг, то писала моей маме: виноград здесь стоит столько, а груши - столько.
Квартиры
- Где жила семья Сталина?
Артем Сергеев: В Кремле. За все время у Сталина в Кремле было три квартиры. Сначала очень маленькая на Коммунистической улице, дом 2. От Троицких ворот это двухэтажный домик направо. Жил в нем Сталин с семьей до 1931 года.
Квартира была маленькой, у Яши (сын от первого брака Сталина. - прим. авт.) комнаты своей не было. Место, где стоял его диван, было завешано простыней.
- А какая комната была у Василия?
Артем Сергеев: Смотря в какой квартире. В Потешном дворце, куда в 1931 году Сталин переехал с семьей, у него была комната совсем небольшая, сводчатая, с ввинченными в потолок крюками, на которых висели кольца, трапеции. Когда переехали в другой дом - там тоже у Василия была маленькая комната, столик, узенькая кровать, диванчик, на котором спал я.
- Вы были как сводные братья?
Артем Сергеев: Мы не могли друг без друга. Мы с матерью до 1931 года жили в "Национале" (потом - в доме на Набережной. - прим авт.), и Василий из школы не домой шел, а к нам. Это было двоедомство. У Василия был дом Сталина и дом моей матери. У меня - дом моей матери и дом Сталина.
После смерти жены Надежды Сергеевны в 1933 году Сталин переехал в Сенатский корпус. Последняя квартира стала его рабочим местом. Из комнаты, где стояли диван и кровать, дверь открывалась прямо в зал заседаний. Он жил на службе. Дом был казенным. Семейного очага у него больше не было.
Сталин всегда работал. Если ты можешь схватиться за работу, учил он, ты никогда не скажешь, что устал. Самое поощряемое - труд. Даже когда он летом ехал на Мацесту для лечения, он и там день и ночь работал. У него был сильный ревматизм, болели суставы. Чтобы не тратить время на поездку на воды, Сталин на даче сделал бассейн, и целебную воду для него провели туда. Он лечился, не выходя из дома.
- Какой в жизни была жена Сталина?
Артем Сергеев: Сталин дома был очень интересным человеком. Он был ласковым. Его жена была гораздо строже. В доме она любила порядок, чтобы соблюдался режим дня. А при Сталине была свобода. Когда он приходил, то уделял нам внимание хотя бы на пять минут, и с ним было интересно.
До сих пор я считаю жену Сталина самой красивой, самой элегантной женщиной. Но она не была фотогеничной. Одевалась просто: белая кофта, темно-синяя юбка, синяя жакетка. Черные туфли лодочкой. Украшений никаких. Парфюмерии никакой. Шкафа большого в ее комнате не было. Комнатка ее была маленькой. Такое впечатление, что у нее было два костюма: на выход и в том, в чем она ходила дома.
- Как ее не стало?
Артем Сергеев: Жена Сталина застрелилась. Мне было 11 лет, когда ее не стало. У нее были дикие головные боли. 7 ноября она нас с Василием привела на парад. Минут через двадцать ушла - не выдержала. У нее, судя по всему, было неправильное сращивание костей черепного свода, и в подобных случаях самоубийство не редкость. Трагедия произошла на следующий день, 8 ноября. После парада нам с Васей захотелось поехать за город. Сталин с женой были в гостях у Ворошилова. Она ушла из гостей раньше и направилась домой. Ее провожала жена Молотова. Они сделали два круга по Кремлю, и Надежда Сергеевна пошла к себе.
У нее была крохотная спаленка. Она пришла и легла. Сталин пришел позже. Лег на диван. Утром Надежда Сергеевна долго не вставала. Пошли будить и увидели ее мертвой. Мы с Василием были в Соколовке, когда она погибла. Нам позвонили и велели приехать в Москву, а Светлана осталась на даче.
Гроб с телом стоял в одном из помещений ГУМа. Сталин рыдал. Василий вис у него на шее и повторял: "Папа, не плачь". Когда гроб вынесли, Сталин пошел за катафалком, который направился к Новодевичьему монастырю. На кладбище нам велели взять в руки землю и бросить на гроб. Мы так и сделали.
- Какие отношения были между Сталиным и его женой?
Артем Сергеев: Судя по рассказам моей матери, он ее безумно любил. Она его тоже. Она вышла за него замуж, когда ей не было и 17 лет. Говорили, будто Сталин ее в поезде изнасиловал. Чушь! Отец с матерью с ними жили в одном вагоне, и она поехала уже женой Сталина.
- Общался ли Сталин потом с тестем?
Артем Сергеев: Сергей Яковлевич Аллилуев с 1930-х годов жил на даче в Зубалово. Сталин навещал его. Смерть Надежды Сергеевны их еще больше сблизила. Мы с Сергеем Яковлевичем переписывались. Последнее письмо пришло от него весной 1945 года. "Когда умер брат Надежды Сергеевны, мы с матерью были на похоронах, и Сергей Яковлевич сказал моей матери: "Лиза, Павлуша кому-то помешал".
Дачи
Первая загородная резиденция Сталина находилась на Рублево-Успенском шоссе, в 14 километрах от Москвы. В прошлом это была дача нефтепромышленника Зубалова. На даче в Зубалово был комендант, обслуживающий персонал. Еду для всех готовили одинаково.
Возил Сталина шофер Николай Иванович Соловьев. Он был штатным шофером Брусилова на Юго-Западном фронте. В 1920-е годы у Сталина был шофер Удалов, но состарился и стал начальником гаража. Дача представляла собой двухэтажный дом. Кабинет и спальня Сталина - на втором этаже. На первом этаже, справа от входа - комната Светланы, затем столовая, еще комната и веранда. Василий постоянной комнаты не имел. В одной из комнат стояло пианино.
Сталин приезжал сюда в воскресенье утром. Суббота была рабочим днем. На даче были утки, куры, цесарки, пасека. Собаку лайку Сталину подарил Папанин. Этот пес по кличке Веселый был с ним на льдине.
- А сам Сталин занимался физической работой?
Артем Сергеев: Да. Копал, сажал, наверное, чтобы отвлечься, не одуреть от бумаг. Играл в городки, кегли. А так все время - бумаги, бумаги...
- Много читал?
Артем Сергеев: Очень много. Библиотека его хранилась в Кремле. В книгах делал пометки карандашом. Вопреки распространенному мнению, очень ценил Булгакова: "Этот писатель смело показал, что герои были не только на стороне Красной армии. Герои - это те, кто любят свою Родину больше жизни. А такие, к сожалению, воевали не только на нашей стороне".
- Сталин любил принимать гостей?
Артем Сергеев: Компании были деловые. Перекусят - и за работу.
- Почему Сталин всегда одевался по-военному?
Артем Сергеев: Это вошло в привычку с довоенной поры. Дома ходил в холщовых брюках, полотняной куртке. Однажды увидел дома новую шинель и вспылил: "Я б в той еще год ходил..."
Портной Абрам Исаевич Легнер, полковник НКВД, держал у себя в мастерской запасной комплект одежды для Сталина: "У Хозяина второго комплекта нет. А вдруг за гвоздь зацепится?"
Когда его нужно было хоронить, выяснилось, что нет даже лишней пары белья. А по православным обычаям в штопанном хоронить не положено. Ему сшили белье специально для похорон.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем