28 марта 1912 года родилась Марина Раскова, гениальная летчица, одна из первых женщин, удостоенных звания "Герой Советского Союза". Раскова входила в группу тех самых легендарных "Ночных ведьм" - женского авиаполка, которого так боялись фашисты. "РГ" вспоминает женщин, боевые вылеты которых стали эталоном мужества, смелости и самопожертвования.
Марина Раскова
Будущий Герой Советского Союза родилась в Москве в семье артиста оперы и учительницы гимназии. Страсть к небу проявилась у Марины довольно поздно - к 20 годам, до этого она училась в консерватории и о самолетах не помышляла. Однако уже в 1937 году Раскова в составе летной группы бьет мировой рекорд по дальности перелета, а в 1938 - превосходит и его!
Как раз в 1938 году состоялся известный, еще один рекордный - почти 6500 километров - перелет летчицы из Москвы на Дальний Восток. В конце полета она была вынуждена экстренно покинуть самолет и катапультироваться в глухой тайге, где ее и обнаружили через 10 дней несколько похудевшую: во время прыжка при ней оказалась только плитка шоколада…
С началом Великой Отечественной войны у Марины возникла идея создать регулярные женские авиаполки, но военное руководство было иного мнения, лишь личное знакомство со Сталиным и его симпатия помогли осуществить задуманное. Под начальством многократной рекордсменки была создана авиагруппа, состоящая из трех полков - два бомбардировочных и один истребительный. Среди военных структурное подразделение получило имя "Ночные ведьмы", так как состояло исключительно из представительниц прекрасного пола.
К середине войны немцы, заслышав ночью гул советских самолетов, уже знали, что это "ведьмы" и бросали против них лучших пилотов. За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка (до своей трагической смерти) Раскова совершила более сотни боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника.
Погибла женщина-герой при посадке в плохих метеоусловиях в январе 1943 года. Прах ее помещен в урне в Кремлевской стене на Красной площади.
Серафима Амосова
Родилась в 1914 году в Красноярском крае и была очень активным ребенком - состояла в кружке самодеятельности, играла на музыкальных инструментах. Позже вступила в комсомол и даже успела получить разряд токаря. Но от судьбы не уйдешь: в 1936 году после успешно сданных экзаменов в летной школе Амосова становится пилотом. Как она сама вспоминала: "Желание стать летчицей и летать возникло как-то стихийно".
Вплоть до самого начала войны она работала пилотом гражданской авиации, но буквально на следующий день после вторжения она написала свой первый рапорт о переводе на фронт. Амосовой отказали. Спустя несколько недель отказали в ответ и на второе прошение, удивляясь настойчивой летчице. И лишь на третий раз, уже после создания "Ночных ведьм", Амосову взяли на фронт, как раз в группу Марины Расковой.
Два Ордена Красного Знамени, Орден Красной Звезды, Орден Александра Невского - это далеко не полный список всех ее наград за годы войны. А чего стоят 555 боевых вылетов? Сколько человек личного состава и бронетехники недосчитались после этих вылетов немцы?
Амосова владела виртуозной техникой пилотирования и летала рискованно, но всегда была уверенна в своих силах. Она любила повторять: "Выдержка в нашем деле необходима. Только при этом условии вы сумеете найти выход, может быть, единственный верный выход из самого опасного положения".
После войны Серафима вышла замуж и взяла фамилию мужа - Тараненко, была редактором устного журнала "Боевая подруга" при Центральном Доме Советской Армии. Умерла в 1992 году.
Руфина Гашева
Майор, штурман, Герой Советского Союза и просто красавица Руфина родилась в 1921 году в селе Верхние Чусовские Городки Пермского края в семье сельского учителя. В 1923 году после смерти отца семья переехала на Урал.
Училась в школе снайперов, была, как и все подростки своего времени, комсомолкой. В октябре 1941 году упросила взять ее в авиаполк легких ночных бомбардировщиков, где вскоре приобрела еще одну профессию - военного штурмана самолета У-2. Именно на этом знаменитом творении советских конструкторов Руфина совершила немыслимое количество ночных боевых вылетов - 848. Даже после того как ее самолет дважды за короткое время сбивали, она не охладела к полетам и продолжала громить захватчиков. В феврале 1945 года за многочисленные боевые подвиги, мужество, отвагу и смелость ей была присвоена высшая награда - звание Героя Советского Союза.
По окончании войны Руфина занималась иностранными языками, окончила Военный институт иностранных языков, была преподавателем английского языка в Военной академии бронетанковых войск. Скончалась в 2012 году.
Мария Долина
Родилась в 1922 году в маленькой деревне Шаровка Омской области в семье простых крестьян. С самого раннего детства тянулась к знаниям, и потому окончила среднюю школу экстерном, но в высшую пройти так и не удалось: из-за инвалидности отца Марии пришлось пойти на работу. С другой стороны, у нее появилась возможность поступить в Школу планеров при аэроклубе, чем она и воспользовалась.
В 1939 году Долина с отличием оканчивает Херсонскую авиационную школу. Кстати, чтобы туда поступить, она подделывает свидетельство о рождении - приписывает себе два лишних года - настолько сильно манили ее полеты и небо.
С началом войны, Долина и ее подруги-летчицы стали забрасывать военкомат прошениями об отправке на фронт, и им повезло - они были зачислены в ряды пилотов. Правда, с небольшим авансом. Полковник, командир истребительной дивизии тогда сказал: "Так и быть, зачислю вас, если сами перегоните самолеты за Днепр, в Каменку (современный аэродром Днепропетровского аэроклуба, до сих пор называется "Каменка"). Перед этим взорвете цистерны, подожжете ангары. Лететь будете ночью. Сигнальными огнями встретить не могу, придется садиться вслепую. Захочешь жить - сядешь!".
Везение и тут сопутствовало боевым подругам - с задачей они справились. Позже Раскова лично просила руководство перевести Долину в ее авиаполк "Ночные ведьмы". Она добилась своего, несмотря на нежелание последней расставаться с боевыми товарищами.
Всего за время войны гвардии капитан Долина произвела 72 успешных боевых вылета, сбросила на объекты противника 45 тонн бомб, и сбила 3 самолета противника.
Пережив войну, ушла в запас, работала в горкоме партии, состояла в Республиканском обществе дружбы "СССР - Франция". В ее честь названа бригада трубного завода города Волжский Волгоградской области. Скончалась в 2010 году.
Надежда Попова
Родилась в 1921 году в обычной семье рабочих в деревне Шабановке под Орлом. Сразу после школы поступила в аэроклуб - увлечением этим молодые люди того времени обязаны Чкалову и его легендарному перелету. Спустя 3 года, уже став опытным летчиком и инструктором, Надежда поступает в летную знаменитую школу ОСОАВИАХИМа. Закончив ее за год до войны, она успевает подготовить и обучить более 30 летчиков.
С началом Великой Отечественной войны ее отправляют в тыл в Узбекистан, для подготовки молодых пилотов. Легко догадаться, что Попова не хотела мириться с подобным бездействием и, естественно, добилась отправки на фронт в один из женских авиаполков Расковой.
Как одна из самых опытных женщин-летчиц, она была назначена командиром звена 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка. Помимо бомбардировки позиций противника, часто вылетала как разведчица днем. Была сбита, но выжила. Благодаря многочисленным боевым успехам полка ему было присвоено звание гвардейского, а сам он перенаправлен на самые важные места линии фронта - Крым, потом Белоруссия, Польша и Берлин.
За годы войны Попова совершила 852 боевых вылета, уничтожив огромное число укреплений и бронетехники врага, а для того, чтобы перечислить ее награды, необходимо готовить отдельную публикацию. Вкратце: Герой Советского Союза, Орден Почета, Орден Ленина, Орден Красного Знамени, Медаль За освобождение Варшавы, Кавказа и многие другие.
После войны уволилась в запас в звании майора, с 1975 года была главой общественной комиссии по работе среди молодежи при Российском комитете ветеранов войны и военной службы. Почетный гражданин Донецка. Умерла в 2013 году в Москве.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем