В начале XX столетия Российская империя складывалась из 78 губерний, 21 области и 2 округов. Для такой сложносоставной территории всегда были актуальны преобразования административно-территориального деления (АТД).
Основы губернско-уездной системы в империи Романовых заложили реформы Екатерины II. В соответствии с "Учреждением для управления губерний" (1775) территория страны была поделена на 50 губерний и наместничеств и 1 область. Большая часть екатерининских губерний просуществовала в установленных тогда границах вплоть до конца 1920-х гг. При этом уже в первой половине XIX века стали появляться проекты по преобразованию границ губерний и уездов, переносу губернских и уездных центров. В частности, такой план по северным, западным и новороссийским губерниям в 1832-1834 гг. предложил министр внутренних дел Д.Н. Блудов: им предусматривалось создание новых губерний, а также повышение статуса ряда городов, например, Одессы и Устюга Великого1.
В конце XIX в. появились проекты устройства губерний в районах, отмеченных интенсивным ростом промышленности. К примеру, в царствование Александра II поднимался так и не дошедший до реализации вопрос об образовании Елецкой губернии за счет переверстки ряда центральных уездов2. В 1888 г. было выдвинуто предложение выделить из состава Пермской самостоятельную Екатеринбургскую губернию3.
Известный русский географ и статистик Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский (1870-1942) пришел к выводу об устарелости АТД современной ему России в ходе работы над 11томным капитальным изданием "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (1899-1914). Ученый обратил внимание на несоответствие официального деления на губернии и уезды физико-географическим условиям: к концу XIX века появились новые места концентрации населения и сложились достаточно крупные торгово-промышленные районы. В качестве примера приводились такие индустриальные центры, как Иваново-Вознесенск и Орехово-Зуево, не имевшие на тот момент ни статуса губернского, ни даже уездного центра. Пораженный этим фактом, Семенов-Тян-Шанский предложил отказаться от официального уездно-губернского деления при установлении границ торгово-промышленных районов. Эти идеи нашли отражение в его труде "Город и деревня в Европейской России" (1910).
Критически относились к АТД империи и вожди большевиков. В.И. Ленин, анализируя развитие российской экономики, называл в качестве одного из препятствий "средневековые, крепостнические, казенно-бюрократические административные деления России"4. Он отмечал, что в XIX веке изменились "характер населения" и "степень его сгущенности в отдельных пунктах"5. Как и Семенов-Тян-Шанский, Ленин имел в виду складывание новых торгово-промышленных районов и рост новых индустриальных центров. Именно эти обстоятельства стали основой реформирования АТД России после революции.
Большевики называли губернскую систему дореволюционной России преступной политической и административной практикой старого режима, преднамеренно направленной на раздробление исстари складывавшихся экономически однородных районов. "Раздробленность" целостных территорий трактовалась ими как следствие "спекулянтского принципа "разделяй и властвуй"6. В свою очередь советская власть, как считали большевики, основную цель государственного строительства видела не в поиске способа "наиудобнейшего обуздания "верноподданных"7, а в наилучшем использовании всех хозяйственных ресурсов страны.
В планах ленинцев политическую судьбу России должны были решить не только столицы, но и другие крупные промышленно-пролетарские центры "полагая, что именно им предстоит сыграть ключевую роль в захвате власти"8. Впоследствии им предстояло стать оплотом революционных завоеваний. Некоторые из таких центров большевики уже в годы Гражданской войны возвели в ранг губернских столиц, сплотив вокруг них важные промышленные территории. Показательными примерами таких центров явились Иваново-Вознесенск и Брянск.
Об Иваново-Вознесенском промышленном районе долгое время говорили как о северной части Владимирской и южной части Костромской губерний9, поскольку ни в какие официальные административные границы он не вписывался. Образовывали район Шуйский, Кинешемский, Юрьевецкий и Нерехтский уезды Костромской губернии, а также Вязниковский, Ковровский и Суздальский уезды Владимирской губернии. Основу экономики здесь составляла хлопчатобумажная промышленность.
Наиболее промышленно развитым городом района был Иваново-Вознесенск. Образовался "Русский Манчестер", как его стали называть в XIX в., из первоначального поселения - села Иванова - и Вознесенского посада. Мануфактурная ситцевая промышленность зародилась с появлением здесь в конце XVIII столетия "холщового промысла". Ситцевое производство в Иваново-Вознесенске особенно быстро развивалось после сдачи Москвы французам в 1812 г., когда в связи с возросшим спросом на миткаль, нанку и китайку и бездействием фабрик разрушенной древней столицы центр по их производству переместился в Иваново-Вознесенск вместе с рабочими и ведущими мастерами10. Многие из прибывших поселились вокруг Иванова, образовав новые фабричные слободы (Ильинская, Дмитровская, Воробьевская, Вознесенская и др.), позднее включенные в черту города.
Рост и развитие Иваново-Вознесенского района были непосредственно связаны с железнодорожным строительством. В конце 1860х - начале 1870х гг. рельсовыми путями были соединены Иваново-Вознесенск, Кинешма, Шуя, Вичуга - основные индустриальные центры. В результате район получил выход на Волгу, к Нижегородской ярмарке и на Москву. В 1890е были проложены железнодорожные линии от станции Ермолино Шуйско-Ивановской железной дороги до фабричного села Середа, от Иваново-Вознесенска через Тейково и Гавриловский посад навстречу строившейся ветке Александров-Келлерово и станции Юрьев-Польский Московско-Ярославской железной дороги. После объединения обеих веток в 1899 г. район получил второй железнодорожный выход на Москву11.
Вместе с тем к началу XX в. по своему статусу Иваново-Вознесенск оставался заштатным городом. По данным переписи 1897 г., его население составляло 54 тысячи человек - больше, чем в Костроме, Калуге, Рязани, Смоленске, Твери - губернских городах Центрально-Промышленного района. К началу Первой мировой войны население Иваново-Вознесенска возросло до 100 тысяч человек.
Брянский промышленный район образовывали помимо Брянского уезда Орловской губернии Севский, Трубчевский и Карачевский уезды Орловской губернии, Жиздринский уезд Калужской губернии, а также Мглинский, Стародубский и Суражский уезды Черниговской губернии. По площади он мог сравниться с некоторыми губерниями. Население района составляло 1 792 510 человек.
Брянск с 1778 г. являлся уездным городом Орловской губернии. Центром промышленного района он стал в XIX в. В 1873 г. возникло Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического заводов, известное как Брянский машиностроительный завод.
Брянск располагался на полпути между Киевом и Москвой и во второй половине позапрошлого столетия стал также "держателем железнодорожных путей"12. На этом путевом узле была сосредоточена тяжелая промышленность Брянских и Мальцевских заводов, а также лесное производство, объединявшее жителей Брянского промышленного района: здешнее крестьянство было "пролетаризировано", то есть часто занималось не земледелием, а "лесными разработками"13, от которых зависела работа заводов и железных дорог.
Реальное наличие промышленного района сочеталось в Иваново-Вознесенске и Брянске важными для большевистской мифологии традициями рабочего и революционного движения. В новой конфигурации АТД такие города становились ключевыми опорными пунктами новой власти. Неудивительно, что Иваново-Вознесенск стал центром губернии уже в 1918 г., а способствовал этому Михаил Фрунзе, организовывавший здесь в 1905-м первый в России совет рабочих депутатов. В 1920 г. была образована и Брянская губерния. Но при этом екатерининское в своей основе административно-территориальное устройство огромной страны все-таки просуществовало до конца 1920-х гг., когда сталинское руководство для достижения политических задач приступило к коренной перекройке АТД.
- 1. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. IV. М., 1989. С. 324-325.
- 2. Семенов-Тян-Шанский В.П. Город и Деревня в Европейской России. СПб., 1910. С. 45.
- 3. Тархов С.А. Изменение административно-территориального деления России в XIII-XX вв. М., 2005. С. 70.
- 4. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч. Т. 24. М., 1973. С. 147.
- 5. Там же.
- 6. Письмо наркому внутренних дел от 27.03.1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-5677. Оп. 1. Д. 30.
- 7. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 4. Д. 38. Л. 5.
- 8. Сазонова Т.К. "Красная" Иваново-Вознесенская губерния: из истории создания (1917-1919 гг.) // Вестник РГГУ. 2013. N 10. С. 128.
- 9. Мокеев С.В. Индустриальное развитие Иваново-Вознесенского промышленного района (60е гг. XIX - начало XX в.) Автореферат дис. ...к.и.н. Иваново, 2005. С. 3.
- 10. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913. С. 438.
- 11. Мокеев С.В. Указ. соч. С. 20.
- 12 Государственный архив Брянской области. Ф. 85. Оп. 1. Д. 34. Л. 178.
- 13 Там же.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем