Туристов в Калининграде не водят по лабиринтам двенадцати артиллерийских фортов, построенных во второй половине ХIХ века. Хотя каждый из них шедевр фортификационного искусства. Увы, почти все разграблены "металлистами", "черными археологами" и прочими вандалами.
Все, кроме двух: форта № 5, где размещен военно-исторический музей, и форта N 1 ("Штайн").
В последнем уже более четверти века живет историк фортификации, реставратор, краевед, мастер "золотые руки", глава благотворительного общества "Форт "Штайн" и просто хороший человек Станислав Лаурушонис. В начале 90х годов он пришел сюда вместе с женой Светланой, тремя дочерьми и сыном. Очистили помещения от грязи и гнили (здесь размещалось овощехранилище), устроили в казематах музей с оружием Второй мировой войны, довоенной утварью. Глава семьи привел в порядок колодец, наладил электричество и печное отопление.
И стали жить-поживать.
Конечно, быт Лаурушонисов приближен к фронтовому. Жилые казематы надо протапливать каждый день, особенно летом, чтобы избежать отпотевания стен и сырости. Электричество только по вечерам от переносного движка-генератора. Жизнь без холодильника и душа. Вместо крана рукомойник. Баня только городская...
Дочери Доната Анастасия и Агата давно выросли, вышли замуж и в форт наведываются лишь в гости. А сын Никита по-прежнему живет в каземате вместе с женой и сыном Артемом. У хозяина форта, к слову, семеро внуков. Хотя глядя, как споро он управляется с плотницкой работой, и не подумаешь, что перед тобой заслуженный дед-герой.
Если же без шуток, Станислав и Светлана настоящие подвижники, которые на деле хранят историческое наследие своего города, водят экскурсии, восстанавливают соседний форт N 2. И когда Лаурушониса спрашивают, чем его привлекает аскетичная жизнь в "Штайне", он отвечает просто и понятно:
- Да просто люблю я его!
Москва - Калининград
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем