Отбор экипажа
- Вячеслав Георгиевич, вы автомобиль водите?
- Конечно.
- Но, говорят, в экипаж лунохода отбирали офицеров, не имевших опыта управления транспортными средствами, вплоть до мопедов? Якобы земной опыт вождения может помешать...
- Чушь! Выдумки журналистов. Где вы видели выпускников военных училищ, не умеющих сидеть за рулем?! Я, к примеру, закончив Камышинское артиллерийское, водил все виды легковых, грузовых автомобилей и тягачей, которые существовали в то время.
- Еще говорят, что вас готовили по программе космонавтов.
- Да, это так. Нас проводили по всей тропе космонавтов.
- Но зачем? Ведь космические перегрузки вам не грозили...
- А нас не спрашивали. Да мы поначалу и не знали, куда нас готовят. И когда на двадцатый день подготовки дошли до центрифуги, а ее нам не дали, то подумали: все, мы отчислены. Тут-то нам и объяснили, что готовимся в земные экипажи лунохода.
- И не все из вас этому обрадовались...
- Да, были те, что хотели быть только космонавтами и отказались от дальнейшей работы. Некоторые не прошли по здоровью. В итоге нас осталось 11 из полусотни.
Виртуозное вождение
- В чем особенности управления луноходом?
- Самая главная - в задержке изображения. Сигнал с Земли до Луны идет 1,3 секунды, потом столько же обратно плюс аппаратурная задержка - всего 4,1 секунды. Но это не все. У нас ведь было малокадровое телевидение, совсем не похожее на нынешнее. В конечном итоге каждый кадр на экране замирал чуть ли не на 20 секунд, а луноход-то в это время двигался! Впервые в истории экипаж и транспортное средство были разделены расстоянием почти в 400 000 километров.
- Получается, управляли вслепую?
- Нет, не вслепую. Я же знаю, где по курсу камень, где кратер, сколько до них метров, каких они размеров. Я оцениваю обстановку и докладываю, как поступить. В руках у меня штурвал, как у пилота самолета, только управляю одной рукой.
- А откуда управляли?
- Из Пункта управления луноходом (ПУЛ) в поселке Школьное, под Симферополем. Там же был построен для тренировок и лунодром. Молодцы военные строители, они за полтора месяца соорудили площадку, имитирующую лунную поверхность: вырыли кратеры, камней натаскали и даже покрыли грунт "лунной" краской.
- Как строился рабочий день после посадки "Лунохода-1"?
- У нас было два экипажа по пять человек. Смена длилась два часа. Командир, водитель (это я) и оператор наведения остронаправленной антенной (ОНА) сидели рядом. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода. А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись. И так девять-десять часов. После этого тщательный разбор полетов, а затем короткий, не больше четырех часов, сон в гостинице - и опять на смену. Ездили четырнадцать с половиной земных суток, пока на Луне длится день. Потом там начиналась ночь, и мы уезжали в свою часть и продолжали служить, как говорится, "через день на ремень". Через 14 суток возвращались в Школьное...
В общей сложности, включая подготовительный и завершающий этапы, командировка на Луну продолжалась с 1 ноября 1970 года по 10 октября 1971 года.
- Все было сверхзасекречено?
- Каждый день в центральных газетах публиковались сообщения о том, как движется луноход. Но нас не знал никто. И только через 20 лет разрешили рассказывать про это незабываемое время.
Восьмерка на 8 Марта
- Слышал, что на 8 Марта вы нарисовали луноходом восьмерку - где-то в районе Моря Дождей. Кто это придумал?
- Так мы решили поздравить женщин, которые с нами работали. Заранее выбрали на Луне ровную площадку. Начальство было недовольно, что с ним не согласовали, но все обошлось. Мы приняли картинку-панораму с Луны, сделали из нее визиточки и подарили дамам. Сначала, правда, мы хотели нарисовать на Луне римскую цифру ХХIV, потому что шел ХХIV съезд КПСС, но потом решили не рисковать. Вдруг не поймут - эти ХХ на ха-ха похожи...
- А менее приятные нештатные ситуации были?
- Сколько угодно. Например, заход в кратер...
- И как выбирались?
- Закрывали панель солнечной батареи, узнавали, какой крен-дифферент, и вылезали без разговоров. Потом, кстати, нашими именами 12 кратеров на Луне назвали. Мой называется "Слава".
- Когда все закончилось, наверняка был большой банкет...
- Да что вы! Не принято это было. А вот мы сами с тех пор каждый год встречаемся 17 ноября, в день, когда "Луноход-1" прилунился. Увы, в этом году только трое смогут прийти: я, командир экипажа Игорь Леонидович Федоров и оператор ОНА Валерий Михайлович Сапранов. Последним нас покинул в августе штурман-навигатор Викентий Григорьевич Самаль...
А "трактор" наш навечно остался на Луне.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем