издается с 1879Купить журнал

Тайна Боровицких ворот

Миллионы людей проходили мимо, не подозревая, что сверху на них смотрит древнейший герб государства

Неизвестный всадник

В морозный февральский полдень я шел на совещание в архитектурный отдел Музеев Московского Кремля. Но не по западной стороне Большего Каменного моста, как обычно, а по восточной, ближе к Кремлю. Может быть, поэтому мне и бросились в глаза три белокаменных блока на углах Боровицкой башни и проездной стрельницы. Да и летняя зелень не мешала. Конечно, до этого я видел эти блоки множество раз, но только сейчас зацепился взглядом за некие изображения. Причем, на угловом фигура напоминала двуглавого орла.

На следующий день я пришел к Боровицкой башне, вооружившись фотоаппаратом. И - о чудо! Без всякой оптики я увидел на северной пилястре проездной стрельницы, прямо над входной калиткой в Кремль, изогнутый щит, а на нем бородатого всадника с саблей в поднятой руке!

Михаил Метцель/ТАСС
Михаил Метцель/ТАСС

Каменный блок на южной пилястре был виден намного хуже. Но и на нем распознавались две фигуры (лев с мечом и крылатый змий), выполненные с мелкими деталями.

Михаил Метцель/ТАСС
Михаил Метцель/ТАСС

А к третьему блоку с двуглавым орлом на юго-западной пилястре четверика Боровицкой башни подойти близко было невозможно из-за режима охраны. Но выручила хорошая оптика.

Дмитрий Петров/Родина
Дмитрий Петров/Родина

Вернувшись домой, я вывел фотографии на монитор компьютера. Увеличил. И испытал шок!


Сенсационная фотосъемка

Я увидел фигуру двуглавого орла под короной на гербовом щите, обрамленном лентами. Иконография гербового изображения была настолько необычна, что для уточнения деталей мои сотрудники, И.С. Смирнов и М.С. Егоров провели две "фотосессии" (с последовательным усилением оптики фотокамеры). Причем, Смирнов (человек бесстрашный, прошедший войну в Южной Осетии) в желании приблизиться к объекту съемки зашел слишком далеко в зону режима охраны, нарвался на неприятности.

Но успел сделать снимки!

Изумление от увиденного было столь велико, что заставило меня углубиться в историю вопроса. И тщательно изучить традиции изображения русского двуглавого орла в XVI-XVII ввеках. А заодно формы и изображения в итальянской геральдике конца XV века. Удивление нарастало: двуглавый орел с Боровицкой башни не был похож на все известные изображения русского государственного символа того времени.

Печать Ивана III. 1497 г. / Родина
Печать Ивана III. 1497 г. Родина

Во-первых, одна большая корона и распушенный хвост орла не "встраивались" ни в один из периодов допетровского времени.

Во-вторых, никак не соответствовал русской традиции гербовый многоугольный щит с развевающимися лентами и колокольцами; подобные щиты стали использоваться только в конце XIX века в зданиях стиля "неоренессанс".

В-третьих, и щиты, и ленты были выполнены в горельефе столь высоком, что между лентами и за щит можно просунуть руку. Это также несвойственно для русской пластической манеры вплоть до начала XVIII века.

В-четвертых, гербы над воротами и на углу башни, совершенно не характерны для приемов русской фортификации.

Разгадка пришла из Италии.

Итальянский след

Да, приведенные выше обстоятельства были совершенно обычными для Италии 1460-80-х годов. Изогнутый шестиугольный щит, "testo di cavallo", был популярен в период понтификата Сикста IV (1471-1484), выдавшего Зою Палеолог замуж за московского государя Ивана III. А ленточки с косичками и круглыми колокольчиками украшали в то время почти каждый гербовый щит в Италии.

Поскольку теоретически Боровицкие гербы могут датироваться годом постройки башни (1490), они на 7 лет старше (!) официально признанного древнейшего изображения двуглавого орла на печати Ивана III. Но меня терзал "червь" сомнения: а не изваяны ли гербы в период достройки башни в 1680-х гг. при Федоре Иоанновиче? Или при реставрации 1805-1817 г., когда башня получила модный в то время "готический" декор? Или при строительстве Большего Кремлевского дворца в 1838-1849 гг.?

Первое было отброшено по стилистически соображениям. Второе, - по бюрократическим (невозможно представить, чтобы кто-то решился без обсуждения и царского соизволения поместить на ворота государственной резиденции непонятные гербы). Третье - по совокупности уже сказанного.

Гравюра А. Дюрана / Родина
Гравюра А. Дюрана Родина

Зато удалось установить, что самая ранняя фиксация гербов на башне относится к рубежу 1830-40-х гг. (гравюра А. Дюрана и акварель Й.А. Вайса). А Н.В. Султанов, замечательный архитектор и историк русской архитектуры, автор монумента Александру II в Московском Кремле, до революции засвидетельствовал, что гербы "уцелели на Боровицких воротах по обеим сторонам въездной арки, куда они были занесены итальянцами, строителями Кремля...".

Вайс Й.А.
Вайс Й.А. Государственный русский музей

Для Султанова это было важно, т.к. точно такие же по форме и аксессуарам гербовые щиты он поместил на углы огромной, выходящей к Москве-реке цокольной стены монумента императору. Архитектор зафиксировал итальянский след гербов в книжечке под названием "Памятник императору Александру II в Кремле Московском". (СПб., 1898). Но памятник был снесен в 1928 году, а чтение подобных книжечек в советское время не приветствовалось...

Поразительно: за 150 лет изучения геральдики и истории русского искусства никто не обратил внимания на три герба на стене официальной государственной резиденции. При том, что один из них - вероятно, древнейшее изображение герба государства! При том, что все русские и советские историки много раз бывали рядом с Боровицкими воротами, а с 1954 года и ходили через них...

Мои доклады на серьезных научных конференциях были встречены с большим интересом. Но главный вопрос - о подлинности рельефов - оставался открытым. И тут произошло еще одно чудо.

Управление по охране Кремля ФСО РФ дало разрешение на осмотр Боровицких блоков с подъемника!

Автор статьи вместе с реставратором Д. Яковлевым впервые рассмотрели кремлевские гербы на расстоянии вытянутой руки. / Дмитрий Петров
Автор статьи вместе с реставратором Д. Яковлевым впервые рассмотрели кремлевские гербы на расстоянии вытянутой руки. Дмитрий Петров

Наедине с орлом

В октябре 2012 года вместе с реставратором Д.Е. Яковлевым мы два дня (работы проводились рано утром) осматривали блоки с площадки механического подъемника. Детально фотографировали, обмеряли... Визуальный осмотр позволил выявить детали, не видимые с земли. Выяснилось, что блоки, скорее всего, находятся на своих первоначальных местах, причем блок с двуглавым орлом со всех сторон окружен первоначальной кладкой1.

К сожалению, подтвердились и опасения, возникшие при изучении фотографий, - герб со львом и змием в аварийном состоянии, нижняя часть скульптур уже частично разрушена. Несколько крупнейших ученых-медиевистов (В.Л. Янин, Н.А. Макаров, А.А. Зализняк, Е.Н. Носов, П.Г. Гайдуков, А.А. Гиппиус, Вл.В. Седов, Л.А. Беляев) обратились к директору ФСО Е.А. Мурову. И вскоре комендант Кремля С.Д. Хлебников сообщил мне, что получено распоряжение включить гербы в программу реставрации стен и башен Кремля...

Каждый раз, проходя мимо Боровицких ворот, киваю, как старому знакомому, удивительному двуглавому орлу. Возможно, он открыл нам еще не все свои тайны...

  • 1. Петров Д.А., Яковлев Д.Е. Белокаменные гербы на Боровицкой башне Московского Кремля. Результаты предварительного осмотра. // Российская археология, 3. 2014. С. 147-155; см. также: Петров Д. Об итальянских гербовых щитах 1490 г. на Боровицкой башне. // Russica Romana. Anno XIX, 2012. Р. 9-32; Петров Д.А.О датировке гербовых щитов 1490 г. на Боровицкой башне Московского Кремля.// "Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании " Материалы XXV международной научной конференции. Москва, 31 января - 2 февраля 2013 г. М., 2013. С. 471-476; Д.А. Петров. Скульптура на гербах Боровицких ворот Московского Кремля. // Лазаревские чтения. 2013. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. 6 (XXXVII). М., 2016. (в печати).

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться