издается с 1879Купить журнал

Как воевал ледокол "Красин"

Поход через два океана длиною 15 309 миль

Великая Победа - это не только впечатляющие стратегические операции и блестящие парады, это еще и тяжелый каждодневный труд миллионов людей. Одним из незнаменитых тружеников войны, ковавших Победу, был ледокол "Красин", команда которого в военную пору самоотверженно участвовала в проводке северных конвоев.

На вечной стоянке

У набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге на вечной стоянке пришвартован ледокол "Красин". С 2004 г. он является флагманом флотилии исторических судов калининградского Музея Мирового океана. Спущенный на воду в Англии без малого век назад он пережил все "шторма и бури" XX века - Первую мировую, Гражданскую и Вторую мировую войны, участие в многочисленных арктических экспедициях, самой известной из которых стало спасение итальянских воздухоплавателей во главе с генералом У. Нобиле в 1928 г., нелегкие 1990-е, когда прославленный ледокол-памятник чудом избежал продажи за границу. Сейчас "младший брат" легендарного "Ермака" (первого в мире морского ледокола) по праву считается одним из самых необычных и популярных петербургских музеев.

"Красин" - один из немногих сохранившихся кораблей и судов - участников арктических конвоев. Несмотря на то что после капитального ремонта и модернизации, проведенных в 1956 - 1960 гг., его внешний облик и внутренняя планировка кардинально изменились, на борту ледокола-музея бережно сохраняют память о военных событиях.

Михаил Гаврилович Марков (1904-1954). Капитан ледокола
Михаил Гаврилович Марков (1904-1954). Капитан ледокола "Красин" в 1942-1945 гг. Родина

"Красин" идет на фронт

Начало войны застало "Красин" на Дальнем Востоке, куда он перешел с Балтики в 1934 г., участвуя в экспедиции по спасению челюскинцев. В этот период "Красин" входил в пятерку самых мощных отечественных ледоколов. С 1940 г. им командовал опытный капитан Михаил Гаврилович Марков.

Мобилизация и вооружение ледоколов предусматривались в планах командования флота еще с 1930х гг. Был разработан мобилизационный проект (индекс 212) и для "Красина". На ледоколе должны были установить три 130-мм орудия, четыре 76,2-мм пушки Лендера и два спаренных 12,7-мм пулемета ДШК на крыльях верхнего мостика1. Но с началом войны стало ясно, что реализовать проект не удастся, а ледоколу изначально готовили совершенно особую роль...

До октября 1941 г. "Красин" продолжал заниматься проводкой судов во льдах. Тяжелая обстановка на фронте заставила принять решение о возвращении ледокола в западный сектор Арктики через Атлантику. Планировавшиеся ремонт и вооружение "Красина" предполагалось провести в США. При этом судно планировали передать американцам в аренду на 12 месяцев с целью возможного использования советского ледокола для высадки десанта в Гренландии, где располагались немецкие разведывательные и метеорологические станции.

"Красин" в американском порту. В кормовой части хорошо видно установленное 76,2-мм орудие. 1942 г. Родина

В США и Великобритании

4 ноября 1941 г. "Красин" вышел из бухты Эмма на Чукотке и 14-го, выдержав несколько штормов, пришел в Сиэтл, где стоял ровно месяц. За это время его осмотрели американские инженеры. Решение об аренде было отменено. 2 декабря капитан М.Г. Марков получил указание от и.о. полпреда СССР в Вашингтоне А.А. Громыко следовать в Нью-Йорк или Бостон через Панамский канал. Непосредственно перед отходом капитан был приглашен к британскому консулу, который вручил ему секретный пакет с указанием маршрута следования.

2 января 1942 г. "Красин" прошел Панамский канал. На следующий день на основании новых распоряжений ледокол изменил маршрут движения и направился в Балтимор, куда прибыл 12 января. Там на "Красине" был произведен текущий ремонт, а также установлено вооружение (одно 76,2-мм орудие, шесть 12,7-мм пулеметов и четыре 7,62-мм пулемета). Как груз, в счет союзных поставок, приняли на борт три новых орудия, 16 пулеметов, 2 тысячи снарядов и 220 тысяч патронов.

Монтаж вооружения закончился 4 февраля. Через четыре дня прошло испытание устройства противомагнитной защиты, и на следующий день "Красин" прибыл в Норфолк, где на борт погрузили боеприпасы. 10 февраля ледокол покинул Норфолк и вышел в направлении Нью-Йорка. В Делавэрском заливе его сопровождали американская подводная лодка и дирижабль. 14 февраля "Красин" пришел в Бостон, откуда на следующий день ушел в Галифакс, куда прибыл 27 февраля.

3 марта в составе конвоя из 21 судна (8 марта к нему присоединилось еще одно), он вышел в направлении Великобритании. 15 марта конвой в районе Шотландских островов разделился на две группы, одна из которых (в составе 7 судов) направилась в Глазго, куда пришла 17 марта.

В Глазго к вооружению добавили еще два 76,2-мм (12-фунтовых) орудия. Там же изготовили фундаменты и башни для новых пушек и гнезда для 20-мм автоматов "Эрликон". В них временно установили пять крупнокалиберных пулеметов "Браунинг" и два пулемета "Гочкис".

Одна из первых фотографий будущего
Одна из первых фотографий будущего "Красина". Буксир "Виджилент" выводит на испытания построенный для России ледокол "Святогор", 31 марта 1917 г.

"Как мы обрадовались, увидев "Красина" в Мурманске!"

В Мурманск "Красин" направился в составе конвоя PQ-15, который вышел из Рейкьявика 26 апреля 1942 г. в составе 23 транспортов и двух ледоколов ("Красин" и "Монткальм"). 2 мая, вблизи меридиана 18 восточной долготы, конвой был атакован торпедоносцами противника. В результате атак погибли три транспорта. Успешное действие торпедоносцев в известной степени объясняется неожиданностью впервые примененного по конвою удара авиации. На следующий день суда атаковали пять самолетов, из которых огнем кораблей эскорта и транспортов было сбито три. Огонь удавалось вести с трудом из-за того, что в атаку немецкие летчики выходили лишь на высоте 50 м. Отставшая от конвоя польская подводная лодка "Ястреб" была принята за неприятельскую и атакована тральщиком и миноносцем эскорта, а затем затоплена экипажем.

В своем донесении капитан ледокола дал следующее описание событий, происходивших 3 мая: "В 1.35 на горизонте справа кроме беспрерывно курсирующих двух немецких разведчиков появились пять тяжелых самолетов низко над горизонтом. Самолеты заходили строгим строем в голову конвоя и, зайдя на 45, начали атаку. Головные эсминцы начали стрельбу, с опозданием открыл огонь конвой. Стрелять пришлось через суда, так как торпедоносцы шли на очень низкой высоте (около 50 м).

В 1.38 торпедированы три парохода - все головные, в том числе флагман и впереди нас идущий. В это же время вспыхнул в воздухе торпедоносец и упал в воду рядом с торпедированным им пароходом Cape Korso. Через несколько секунд пароход Cape Korso, с которого еще продолжалась стрельба по горевшему на воде самолету, взорвался и, встав вертикально носом вверх, погрузился в море. Ледокол "Красин", идя следом за пароходом Jutland, который, будучи торпедирован, преградил нам путь, отклонился вправо, в сторону только что взорвавшегося парохода Cape Korso и, пройдя между ними, последовал дальше...

По нашим данным, из пяти торпедоносцев сбито три... Флагман Batavon, получивший легкое повреждение и продолжавший держаться на плаву с небольшим дифферентом (наклон корабля в продольной плоскости) на нос, после снятия с него экипажа расстрелян тральщиками нашего эскорта.

Караван, выровняв строй, следует дальше. Ледокол "Красин" идет головным четвертой колонны. Немецкие самолеты-разведчики периодически показываются на горизонте, корректируя наше продвижение. Снежные заряды. Состав каравана - 22 парохода. Состав эскорта - 14 единиц.

4 мая в 1.00 снова атака противника. Из-за плохой видимости невозможно было установить число неприятельских самолетов. Стреляли все суда эскорта из конвоя не по видимым самолетам, а в направлениях, из которых доносился шум моторов. Это была последняя и неудачная атака противника"3.

За два дня до прихода в Мурманск суда конвоя обнаружили у кромки льда немецкую подводную лодку. Головной миноносец эскорта открыл по ней огонь, а замыкающие походный ордер тральщики сбросили глубинные бомбы.

6 мая 20 транспортов и два ледокола прибыли в Мурманск. Для "Красина" завершился сложнейший поход через два океана продолжительностью 15 309 миль. Эскортировавший крейсер Niger покинул конвой еще 2 мая.

"Если бы кто знал, как мы обрадовались, увидев "Красина" в Мурманске! Мы радовались, что ледокол вернулся на Родину, гордились, что его экипаж в самые тяжелые и ответственные часы не терял присутствия духа", - писал И.Д. Папанин.

19 июня "Красин" в составе конвоя, в который входили также ледокол "Монткальм", эсминец "Куйбышев" и четыре английских тральщика, вышел в Архангельск. 21 июня "Красин" пришел в Северодвинск, где должно было проходить его переоборудование. В дальнейшем "Красин" был еще раз перевооружен. На 15 февраля 1943 г. артиллерийское вооружение "Красина" выглядело следующим образом: шесть американских 76,2-мм орудий; семь 20-мм автоматических пушек "Эрликон"; шесть 12,5-мм пулеметов "Браунинг"; шесть 7,32-мм пулеметов "Кольт"4. До осени 1943 г. "Красин" работал на Севере. Его основной задачей стала проводка во льдах внутренних конвоев, на судах которых доставлялись различные грузы и личный состав полярных станций Главсевморпути, не прекращавших свою нелегкую работу и в военные годы.

Дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986). Начальник Главного управления Северного морского пути в 1939-1946 гг.
Дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986). Начальник Главного управления Северного морского пути в 1939-1946 гг.

Против "Адмирала Шеера"

В августе 1942 г. "Красин" и сопровождаемые им суда едва не стали жертвами германского "карманного линкора" (тип кораблей, которые позволяли Германии использовать их в обход ограничений Версальско-Вашингтонской системы) "Адмирал Шеер". В этот период, после разгрома конвоя PQ-17, движение союзных конвоев временно прекратилось. Этот перерыв командование Кригсмарине использовало для проведения операции под кодовым названием "Вундерланд" ("Страна чудес"), суть которой заключалась в нападении на советские морские коммуникации в Карском море силами крупных надводных кораблей и подводных лодок. Важная роль в ней отводилась "Адмиралу Шееру", командиру которого предписывалось, действуя на путях движения судов между Новой Землей и проливом Вилькицкого, нападать на конвои и разрушать сооружения полярных портов. В итоге основными "достижениями" рейдера стало потопление слабовооруженного ледокольного парохода "Александр Сибиряков" 25 августа 1942 г. и обстрел порта Диксон двумя днями позже. После этого операция была свернута.

19 августа "Красин" вывел с Диксона на восток караван из 8 транспортов. Приказ об этом был отдан начальником Главсевморпути И.Д. Папаниным именно из-за опасения атаки порта "Адмиралом Шером". 20 августа на советских судах, стоявших в этот момент к северу от острова Кравкова, увидели самолет-разведчик с немецкого корабля. Пилот не смог их разглядеть из-за густого тумана. На следующий день туман вновь спас их уже в районе острова Белуха. Самолет появлялся еще несколько раз, но из-за погодных условий обнаружить "красинский" конвой так и не смог, а 25 августа потерпел серьезную аварию и прекратил полеты.

Аврал на ледоколе
Аврал на ледоколе "Красин" в Восточно-Сибирском море. РИА Новости

На ледовых проводках

Еще одним опасным и сложным заданием для "Красина" и других ледоколов стал вывод из Карского моря в Белое 42 судов (в том числе 9 транспортов, которые должны были перейти на Дальний Восток, но не смогли этого сделать из-за тяжелой ледовой обстановки). Помимо арктических льдов ситуацию осложняли активные действия противника, неудовлетворительная работа связи и несогласованность действий руководства Главсевморпути и командования Беломорской военной флотилии2. С 6 по 31 октября 1942 г. из порта Диксон было отправлено восемь конвоев. "К выходу последнего конвоя вся северная часть Карского моря была покрыта молодым льдом, толщина которого в районе о. Диксон - о. Белый достигала 20-25 сантиметров. В связи с появлением тяжелого льда к западу от пр. Югорский Шар часть транспортов и ледоколов пришлось выводить из пролива обратно на восток в Карское море и проводить их на запад через более широкий пр. Карские Ворота"5. Еще до 30 кораблей и судов ледоколы вывели из Карского моря к острову Колгуев с 4 ноября по 3 декабря 1942 г. От Колгуева их путь лежал в Двинский залив. 6 декабря "Красин" вместе с прославленным ледорезом "Ф. Литке" (в годы войны - СКР-18) привели в Двинский залив последний конвой6. Операция не обошлась без потерь (в частности, подорвался на мине и затонул пароход "Щорс", получил повреждения от взрыва ледокол "Микоян"), но задача спасти суда была решена. И огромную роль сыграл в этом именно "Красин".

21 октября 1943 г. "Красин", как и ряд других ледоколов, был передан в состав Тихоокеанского флота. Прибыв во Владивосток, он завершил свое кругосветное плавание, продлившееся 885 суток. 16 участников перехода были отмечены боевыми наградами. И.Д. Папанин написал после войны в своих мемуарах: "Переход "Красина" прибавил новую яркую главу к биографии этого прославленного ледокола".

В навигацию 1943-1944 гг. (зима - весна) "Красин" совместно с ледоколом "Микоян" работали в проливе Лаперуза на проводке судов в Советскую Гавань, бухты Нагаево и Ванина. Всего ими было проведено 367 транспортных судов. В 1944 г. "Красин" работал в Охотском море, участвуя в спасении пароходов "Белоруссия", "Маныч" и "Мста".

Северный морской путь сыграл колоссальную роль в годы Великой Отечественной войны, став важнейшей транспортной магистралью СССР. Напряженная работа в течение многих лет, естественно, сказалась на состоянии ледокола. Ремонт был проведен дважды - на Дальзаводе во Владивостоке, а затем в США. В сентябре 1945 г. "Красин" был разоружен во Владивостоке. Для ледокола, находившегося в строю уже почти 30 лет (что является немалым сроком), как и для всей страны, началась мирная жизнь.

3D тур по ледоколу "Красин"

Примечания1. Подробнее см.: Смирнов К.Д. Мобилизационный проект 212 ледокола "Красин" // Гангут. 2003. N 35. С. 45-50.2. Сендик И.М. Боевые действия флотов в Арктике. М., 1966. С. 151-152.3. Цит. по : Сборник материалов по опыту боевой деятельности Военно-морского флота СССР N8. М.-Л., 1944. С. 37-38.4. Центральный архив Министерства обороны (филиал Архив Военно-морского флота). Ф. 982. Оп. 1. Д. 215. Л. 22.5. Сендик И.М. Указ. соч. С. 152.6. Боевая летопись Военно-морского флота 1941-1942. М., 1992. С. 86.</

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться