Великая Победа - это не только впечатляющие стратегические операции и блестящие парады, это еще и тяжелый каждодневный труд миллионов людей. Одним из незнаменитых тружеников войны, ковавших Победу, был ледокол "Красин", команда которого в военную пору самоотверженно участвовала в проводке северных конвоев.
На вечной стоянке
У набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге на вечной стоянке пришвартован ледокол "Красин". С 2004 г. он является флагманом флотилии исторических судов калининградского Музея Мирового океана. Спущенный на воду в Англии без малого век назад он пережил все "шторма и бури" XX века - Первую мировую, Гражданскую и Вторую мировую войны, участие в многочисленных арктических экспедициях, самой известной из которых стало спасение итальянских воздухоплавателей во главе с генералом У. Нобиле в 1928 г., нелегкие 1990-е, когда прославленный ледокол-памятник чудом избежал продажи за границу. Сейчас "младший брат" легендарного "Ермака" (первого в мире морского ледокола) по праву считается одним из самых необычных и популярных петербургских музеев.
"Красин" - один из немногих сохранившихся кораблей и судов - участников арктических конвоев. Несмотря на то что после капитального ремонта и модернизации, проведенных в 1956 - 1960 гг., его внешний облик и внутренняя планировка кардинально изменились, на борту ледокола-музея бережно сохраняют память о военных событиях.
Михаил Гаврилович Марков (1904-1954). Капитан ледокола "Красин" в 1942-1945 гг.
Родина
"Красин" идет на фронт
Начало войны застало "Красин" на Дальнем Востоке, куда он перешел с Балтики в 1934 г., участвуя в экспедиции по спасению челюскинцев. В этот период "Красин" входил в пятерку самых мощных отечественных ледоколов. С 1940 г. им командовал опытный капитан Михаил Гаврилович Марков.
Мобилизация и вооружение ледоколов предусматривались в планах командования флота еще с 1930х гг. Был разработан мобилизационный проект (индекс 212) и для "Красина". На ледоколе должны были установить три 130-мм орудия, четыре 76,2-мм пушки Лендера и два спаренных 12,7-мм пулемета ДШК на крыльях верхнего мостика1. Но с началом войны стало ясно, что реализовать проект не удастся, а ледоколу изначально готовили совершенно особую роль...
До октября 1941 г. "Красин" продолжал заниматься проводкой судов во льдах. Тяжелая обстановка на фронте заставила принять решение о возвращении ледокола в западный сектор Арктики через Атлантику. Планировавшиеся ремонт и вооружение "Красина" предполагалось провести в США. При этом судно планировали передать американцам в аренду на 12 месяцев с целью возможного использования советского ледокола для высадки десанта в Гренландии, где располагались немецкие разведывательные и метеорологические станции.
"Красин" в американском порту. В кормовой части хорошо видно установленное 76,2-мм орудие. 1942 г.
Родина
В США и Великобритании
4 ноября 1941 г. "Красин" вышел из бухты Эмма на Чукотке и 14-го, выдержав несколько штормов, пришел в Сиэтл, где стоял ровно месяц. За это время его осмотрели американские инженеры. Решение об аренде было отменено. 2 декабря капитан М.Г. Марков получил указание от и.о. полпреда СССР в Вашингтоне А.А. Громыко следовать в Нью-Йорк или Бостон через Панамский канал. Непосредственно перед отходом капитан был приглашен к британскому консулу, который вручил ему секретный пакет с указанием маршрута следования.
2 января 1942 г. "Красин" прошел Панамский канал. На следующий день на основании новых распоряжений ледокол изменил маршрут движения и направился в Балтимор, куда прибыл 12 января. Там на "Красине" был произведен текущий ремонт, а также установлено вооружение (одно 76,2-мм орудие, шесть 12,7-мм пулеметов и четыре 7,62-мм пулемета). Как груз, в счет союзных поставок, приняли на борт три новых орудия, 16 пулеметов, 2 тысячи снарядов и 220 тысяч патронов.
Монтаж вооружения закончился 4 февраля. Через четыре дня прошло испытание устройства противомагнитной защиты, и на следующий день "Красин" прибыл в Норфолк, где на борт погрузили боеприпасы. 10 февраля ледокол покинул Норфолк и вышел в направлении Нью-Йорка. В Делавэрском заливе его сопровождали американская подводная лодка и дирижабль. 14 февраля "Красин" пришел в Бостон, откуда на следующий день ушел в Галифакс, куда прибыл 27 февраля.
3 марта в составе конвоя из 21 судна (8 марта к нему присоединилось еще одно), он вышел в направлении Великобритании. 15 марта конвой в районе Шотландских островов разделился на две группы, одна из которых (в составе 7 судов) направилась в Глазго, куда пришла 17 марта.
В Глазго к вооружению добавили еще два 76,2-мм (12-фунтовых) орудия. Там же изготовили фундаменты и башни для новых пушек и гнезда для 20-мм автоматов "Эрликон". В них временно установили пять крупнокалиберных пулеметов "Браунинг" и два пулемета "Гочкис".
Одна из первых фотографий будущего "Красина". Буксир "Виджилент" выводит на испытания построенный для России ледокол "Святогор", 31 марта 1917 г.
"Как мы обрадовались, увидев "Красина" в Мурманске!"
В Мурманск "Красин" направился в составе конвоя PQ-15, который вышел из Рейкьявика 26 апреля 1942 г. в составе 23 транспортов и двух ледоколов ("Красин" и "Монткальм"). 2 мая, вблизи меридиана 18 восточной долготы, конвой был атакован торпедоносцами противника. В результате атак погибли три транспорта. Успешное действие торпедоносцев в известной степени объясняется неожиданностью впервые примененного по конвою удара авиации. На следующий день суда атаковали пять самолетов, из которых огнем кораблей эскорта и транспортов было сбито три. Огонь удавалось вести с трудом из-за того, что в атаку немецкие летчики выходили лишь на высоте 50 м. Отставшая от конвоя польская подводная лодка "Ястреб" была принята за неприятельскую и атакована тральщиком и миноносцем эскорта, а затем затоплена экипажем.
В своем донесении капитан ледокола дал следующее описание событий, происходивших 3 мая: "В 1.35 на горизонте справа кроме беспрерывно курсирующих двух немецких разведчиков появились пять тяжелых самолетов низко над горизонтом. Самолеты заходили строгим строем в голову конвоя и, зайдя на 45, начали атаку. Головные эсминцы начали стрельбу, с опозданием открыл огонь конвой. Стрелять пришлось через суда, так как торпедоносцы шли на очень низкой высоте (около 50 м).
В 1.38 торпедированы три парохода - все головные, в том числе флагман и впереди нас идущий. В это же время вспыхнул в воздухе торпедоносец и упал в воду рядом с торпедированным им пароходом Cape Korso. Через несколько секунд пароход Cape Korso, с которого еще продолжалась стрельба по горевшему на воде самолету, взорвался и, встав вертикально носом вверх, погрузился в море. Ледокол "Красин", идя следом за пароходом Jutland, который, будучи торпедирован, преградил нам путь, отклонился вправо, в сторону только что взорвавшегося парохода Cape Korso и, пройдя между ними, последовал дальше...
По нашим данным, из пяти торпедоносцев сбито три... Флагман Batavon, получивший легкое повреждение и продолжавший держаться на плаву с небольшим дифферентом (наклон корабля в продольной плоскости) на нос, после снятия с него экипажа расстрелян тральщиками нашего эскорта.
Караван, выровняв строй, следует дальше. Ледокол "Красин" идет головным четвертой колонны. Немецкие самолеты-разведчики периодически показываются на горизонте, корректируя наше продвижение. Снежные заряды. Состав каравана - 22 парохода. Состав эскорта - 14 единиц.
4 мая в 1.00 снова атака противника. Из-за плохой видимости невозможно было установить число неприятельских самолетов. Стреляли все суда эскорта из конвоя не по видимым самолетам, а в направлениях, из которых доносился шум моторов. Это была последняя и неудачная атака противника"3.
За два дня до прихода в Мурманск суда конвоя обнаружили у кромки льда немецкую подводную лодку. Головной миноносец эскорта открыл по ней огонь, а замыкающие походный ордер тральщики сбросили глубинные бомбы.
6 мая 20 транспортов и два ледокола прибыли в Мурманск. Для "Красина" завершился сложнейший поход через два океана продолжительностью 15 309 миль. Эскортировавший крейсер Niger покинул конвой еще 2 мая.
"Если бы кто знал, как мы обрадовались, увидев "Красина" в Мурманске! Мы радовались, что ледокол вернулся на Родину, гордились, что его экипаж в самые тяжелые и ответственные часы не терял присутствия духа", - писал И.Д. Папанин.
19 июня "Красин" в составе конвоя, в который входили также ледокол "Монткальм", эсминец "Куйбышев" и четыре английских тральщика, вышел в Архангельск. 21 июня "Красин" пришел в Северодвинск, где должно было проходить его переоборудование. В дальнейшем "Красин" был еще раз перевооружен. На 15 февраля 1943 г. артиллерийское вооружение "Красина" выглядело следующим образом: шесть американских 76,2-мм орудий; семь 20-мм автоматических пушек "Эрликон"; шесть 12,5-мм пулеметов "Браунинг"; шесть 7,32-мм пулеметов "Кольт"4. До осени 1943 г. "Красин" работал на Севере. Его основной задачей стала проводка во льдах внутренних конвоев, на судах которых доставлялись различные грузы и личный состав полярных станций Главсевморпути, не прекращавших свою нелегкую работу и в военные годы.
Дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986). Начальник Главного управления Северного морского пути в 1939-1946 гг.
Против "Адмирала Шеера"
В августе 1942 г. "Красин" и сопровождаемые им суда едва не стали жертвами германского "карманного линкора" (тип кораблей, которые позволяли Германии использовать их в обход ограничений Версальско-Вашингтонской системы) "Адмирал Шеер". В этот период, после разгрома конвоя PQ-17, движение союзных конвоев временно прекратилось. Этот перерыв командование Кригсмарине использовало для проведения операции под кодовым названием "Вундерланд" ("Страна чудес"), суть которой заключалась в нападении на советские морские коммуникации в Карском море силами крупных надводных кораблей и подводных лодок. Важная роль в ней отводилась "Адмиралу Шееру", командиру которого предписывалось, действуя на путях движения судов между Новой Землей и проливом Вилькицкого, нападать на конвои и разрушать сооружения полярных портов. В итоге основными "достижениями" рейдера стало потопление слабовооруженного ледокольного парохода "Александр Сибиряков" 25 августа 1942 г. и обстрел порта Диксон двумя днями позже. После этого операция была свернута.
19 августа "Красин" вывел с Диксона на восток караван из 8 транспортов. Приказ об этом был отдан начальником Главсевморпути И.Д. Папаниным именно из-за опасения атаки порта "Адмиралом Шером". 20 августа на советских судах, стоявших в этот момент к северу от острова Кравкова, увидели самолет-разведчик с немецкого корабля. Пилот не смог их разглядеть из-за густого тумана. На следующий день туман вновь спас их уже в районе острова Белуха. Самолет появлялся еще несколько раз, но из-за погодных условий обнаружить "красинский" конвой так и не смог, а 25 августа потерпел серьезную аварию и прекратил полеты.
Аврал на ледоколе "Красин" в Восточно-Сибирском море.
РИА Новости
На ледовых проводках
Еще одним опасным и сложным заданием для "Красина" и других ледоколов стал вывод из Карского моря в Белое 42 судов (в том числе 9 транспортов, которые должны были перейти на Дальний Восток, но не смогли этого сделать из-за тяжелой ледовой обстановки). Помимо арктических льдов ситуацию осложняли активные действия противника, неудовлетворительная работа связи и несогласованность действий руководства Главсевморпути и командования Беломорской военной флотилии2. С 6 по 31 октября 1942 г. из порта Диксон было отправлено восемь конвоев. "К выходу последнего конвоя вся северная часть Карского моря была покрыта молодым льдом, толщина которого в районе о. Диксон - о. Белый достигала 20-25 сантиметров. В связи с появлением тяжелого льда к западу от пр. Югорский Шар часть транспортов и ледоколов пришлось выводить из пролива обратно на восток в Карское море и проводить их на запад через более широкий пр. Карские Ворота"5. Еще до 30 кораблей и судов ледоколы вывели из Карского моря к острову Колгуев с 4 ноября по 3 декабря 1942 г. От Колгуева их путь лежал в Двинский залив. 6 декабря "Красин" вместе с прославленным ледорезом "Ф. Литке" (в годы войны - СКР-18) привели в Двинский залив последний конвой6. Операция не обошлась без потерь (в частности, подорвался на мине и затонул пароход "Щорс", получил повреждения от взрыва ледокол "Микоян"), но задача спасти суда была решена. И огромную роль сыграл в этом именно "Красин".
21 октября 1943 г. "Красин", как и ряд других ледоколов, был передан в состав Тихоокеанского флота. Прибыв во Владивосток, он завершил свое кругосветное плавание, продлившееся 885 суток. 16 участников перехода были отмечены боевыми наградами. И.Д. Папанин написал после войны в своих мемуарах: "Переход "Красина" прибавил новую яркую главу к биографии этого прославленного ледокола".
В навигацию 1943-1944 гг. (зима - весна) "Красин" совместно с ледоколом "Микоян" работали в проливе Лаперуза на проводке судов в Советскую Гавань, бухты Нагаево и Ванина. Всего ими было проведено 367 транспортных судов. В 1944 г. "Красин" работал в Охотском море, участвуя в спасении пароходов "Белоруссия", "Маныч" и "Мста".
Северный морской путь сыграл колоссальную роль в годы Великой Отечественной войны, став важнейшей транспортной магистралью СССР. Напряженная работа в течение многих лет, естественно, сказалась на состоянии ледокола. Ремонт был проведен дважды - на Дальзаводе во Владивостоке, а затем в США. В сентябре 1945 г. "Красин" был разоружен во Владивостоке. Для ледокола, находившегося в строю уже почти 30 лет (что является немалым сроком), как и для всей страны, началась мирная жизнь.
Примечания1. Подробнее см.: Смирнов К.Д. Мобилизационный проект 212 ледокола "Красин" // Гангут. 2003. N 35. С. 45-50.2. Сендик И.М. Боевые действия флотов в Арктике. М., 1966. С. 151-152.3. Цит. по : Сборник материалов по опыту боевой деятельности Военно-морского флота СССР N8. М.-Л., 1944. С. 37-38.4. Центральный архив Министерства обороны (филиал Архив Военно-морского флота). Ф. 982. Оп. 1. Д. 215. Л. 22.5. Сендик И.М. Указ. соч. С. 152.6. Боевая летопись Военно-морского флота 1941-1942. М., 1992. С. 86.</
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем