издается с 1879Купить журнал

"Срочно созвать заседание крестных отцов..."

Как провалилась комсомольская инициатива

Революционные потрясения первых десятилетий ХХ века дали мощный импульс обновлению жизни общества. Между тем, объявив войну старому миру, революционная власть, как ни странно, взяла на вооружение его обрядовую культуру, лишь видоизменив ее внешние формы. Партийные деятели не могли не осознавать высокий потенциал воздействия обряда на личную жизнь граждан, поэтому призывали к его освобождению от влияния Церкви1. Как следствие, рождались комсомольские свадьбы, октябрины и прочие новации, представляющие собой весьма интересный материал для современных исследователей2.

Коммунистические крестины - циркулярно!

Особое место в обрядовой культуре раннего советского периода заняли красные, или коммунистические, крестины. В отличие от прочих форм революционной обрядовости они олицетворяли собой вхождение человека в новый мир, свободный от пережитков прошлого. Ключевая роль отводилась крестному отцу, как правило коммунисту, который брал под опеку крестника, передавая ему свой жизненный опыт. Считалось, что подобная форма личных взаимоотношений окажется наиболее результативной в деле воспитания молодого поколения борцов за светлое будущее. Каким образом осуществлялся этот обряд и какую роль крестные отцы играли в судьбе своих подопечных? Материалы заседаний комсомольских ячеек позволяют реконструировать детали любопытной истории, произошедшей в те далекие годы в Зеленодольском районе Татарской Республики.

Выросшая в обстановке войн молодежь принимала хаос как проявление нормы

Все началось на заседании районного комсомольского комитета 19 февраля 1923 г. Среди его членов даже самым старшим, авторитетным комсомольцам, таким как Ивану Коварину, Александру Зенченко или Владимиру Павлову, было всего по 18-20 лет3. Выросшая в обстановке войн и революций, эта молодежь в большинстве своем воспринимала хаос как своеобразное проявление нормы. Отсюда - многочисленные случаи хулиганства, сквернословия, алкоголизма, примеры чему подавало и старшее поколение. Приходилось с этим бороться. На заседании был поднят вопрос о воспитании комсомольцев4. Выступил активист райкома Москвичев, незадолго до этого откомандированный на работу в одну из районных ячеек. В своем отчете он указывал, что из 22 членов ячейки было исключено 8 человек за пьянство и непосещение собраний5. В качестве воспитательной меры он отметил проведение бесед, на которых "члены партии делают доклады"6. Идея прикреплять комсомольцев к коммунистам как к наставникам уже получила распространение. Например, в Елабужском кантоне Татарской Республики еще в 1922 г. распространилась практика назначения крестных отцов из числа местного актива для воспитания молодежи7.

 

"Красная нива". Описание революционного обряда крещения. нажмите, чтобы увеличить

Эту идею и решили взять на вооружение. Проведенное через неделю районное комсомольское собрание одобрило предложенную райкомом инициативу: "Заслушав доклад т. Москвичева, мы... обязуемся дружно приняться за воспитание самих себя в политических и общеобразовательных знаниях и вести воспитательную работу среди беспартийной молодежи, положить конец худым поступкам, до сих пор еще видятся среди комсомольцев таковые. Положить конец пьянству между комсомольцами и... взять себе в крестных членов партии и получить от них воспитание. Просить культпросвет выслать в ячейку инструкции по воспитанию членов Р.К.С.М."8.

Через месяц подобная инструкция была составлена (орфография и пунктуация сохранены):

"Циркулярно

Дорогие товарищи!

В деле воспитания членов Р.К.С.М. по индивидуальной обработке О.К. КСМ [Областной комитет коммунистического союза молодежи] Райкомол и Райком предлагают провести коммунистические крестины среди членов Р.К.С.М.

Проведение коммунистических крестин заключается в следующем: вновь поступающие члены Р.К.С.М. и старые комсомольцы политически малограмотны отдаются на выучку старым коммунистам или комсомольцам членам партии. На крестного отца возлагаются по отношению к крестнику следующие обязанности:

1) Быть старшим товарищем и другом-советником молодого комсомольца в его повседневной жизни и работе.

2) Руководить его самообразованием.

3) Передать ему опыт своей революционной работы, поэтому Бюро ячейки или Ответствен. Секретарем партии и союза необходимо отнестись к выбору крестных отцов более серьезно. Вопрос о назначении крестных отцов должен обсуждаться и решаться на совместных заседаниях Бюро ячейки Р.К.П. и Р.К.С.М., так как установление в союзе коммунистических крестин должно иметь громадное значение в деле коммунистического воспитания членов Р.К.С.М.

Коммунистические крестины должны совершаться на объединенном собрании партии и союза. Собрания устраиваются торжественно, помещение собрания должно быть украшено лозунгами, плакатами и т.д.

1) Один из членов партии делает доклад о задаче комсомольца стать членом РКП(б) и значение коммунистических крестин.

2) Секретарь партии ячейки оглашает список крестных отцов, прикрепленных к комсомольцам. После этого начинается вечер воспоминания старые члены партии рассказывают комсомольцам наиболее интересные эпизоды из прошлой революционной работы. Вечер заканчивается развлечением в виде небольшого спектакля революционного характера, поставленного своими силами.

Настоящий циркуляр Райком и Райкомол предлагают срочно провести в жизнь.

С коммунистическим приветом

Ответственный секретарь И. Коварин

26 III 23 года9".


Обязательство ячейки N 1

Итак, начало было положено. Приходило время осуществлять задуманное. Через месяц, на заседании комитета 24 апреля 1923 г., было решено: "Снестись с ячейкой партии с целью намечения крестных отцов. Прикрепить к членам партии группу более развитых комсомольцев. К крестникам членов партии прикрепить молодых и малоразвитых членов союза. Поставить на общее очередное собрание доклад о коммунист. крестинах"10. Через несколько дней было принято решение разработать план совместно с председателем РКП(б) на следующем заседании бюро ячейки11.

Между тем по каким-то причинам работа затягивалась. Лишь спустя месяц на заседании бюро ячейки от 1 июня постановили: "Составить список крестных отцов и к ним прикрепить крестников по 4 человека... Список представить на заседании бюро ячейки Р.К.П.(б) в понедельник на совместном собрании Р.К.П.(б) и Р.К.С.М. объявить для сведения"12. Началась подготовка списков крестных отцов. Один из них, составленный в ячейке N 1, включал в себя десять фамилий: Иванов, Виноградов, Павлов, Маданов, Поливцев, Артемов, Котельников, Емельянов, Соколов, Николаева13. Вскоре сюда включили еще одного - Александрова. Но и этого оказалось недостаточно. Поэтому в качестве крестных решили использовать самих комсомольцев, наиболее опытных. Крестными стали Торгаев, Богданов, Коварин Г., Коварин И., Борисов, Богаевский, Зенченко. К каждому прикрепили от 3 до 5 крестников14. Таким образом, каждый член ячейки получил своего наставника.

Наконец 12 июня 1923 г. состоялось совместное собрание комсомольского и партийного актива. На нем выступил товарищ Торгаев с докладом "О коммунистических крестинах". Протокол собрания сохранил материалы выступления докладчика и высказывания приглашенных партийцев: "т. Торгаев обрисовал тяжелое положение рабочей молодежи в старое время. С началом революции молодежь сознает важность организованности и объединяется в коммунистический союз молодежи. Цели этого союза воспитание членов в политическом и нравственном смысле, чтобы в будущем стать членом РКП(б) необходима единоличная обработка члена путем комм. крестин через прикрепление к старым членам партии и активистам союза. Задачи крестных отцов - воспитание крестников в коммунистическом духе и передача революционного опыта. Тов. Иванов высказывается по докладу о задачах коммунистической партии, о задачах комсомольцев... о правильности комм. крестин как подготовку стойких борцов за коммунизм. Тов. Зенченко зачитывает список крестных отцов с прикрепленными комсомольцами. Тов. Котельников приветствует от райкома партии комсомольцев. Тов. Иванов обращается к крестным отцам с надеждою что они с честью выполнят эту задачу"15.

По докладу была принята следующая резолюция: "Заслушав доклад тов. Торгаева о значении коммунистических крестин, мы комсомольцы ячейки N 1 уясняя себе значение РКСМ для рабочей молодежи, обязуемся быть достойными членами союза, через прикрепление к нашим старшим партийным товарищам. Мы обязуемся прислушиваться к голосу партийных товарищей и... по их опыту стараться стать такими же стойкими, в будущем, членами Р.К.П.(б) и продолжать борьбу за рабочий класс с капитализмом"16.


Крах обряда

Казалось бы, вот он, триумф единства партии и комсомола в новом красном обряде, но... прошло несколько дней, а крестные отцы не торопились приступать к своим обязанностям. Очередное собрание 21 июля. Выступил товарищ Ермаков, который указал, что "крестины были проведены неправильно, а поэтому нам нужно этот вопрос пересмотреть и приступить к проведению его в жизнь, ибо крестины играют большую роль в целях воспитания наших комсомольцев", в результате в ближайшие дни было решено "созвать заседание крестных отцов и обсудить вопрос о практическом мероприятии"17. Вынесенное через неделю очередное постановление прозвучало уже криком отчаяния: "В срочном порядке созвать заседание крестных отцов день согласовать с крестными, пересмотреть список крестников, руководствуясь местожительством, на заседании крестных предложить вести занятия с крестными указав что ответственность падает на крестных за подготовку крестников"18.

"Комсомольцы вращаются среди партийцев и перенимают от них все хорошее и дурное..."

Однако ничто не смогло исправить ситуацию. Намеченное заседание крестных отцов так и не состоялось, в противном случае был бы оформлен протокол собрания. Подтверждением тому служат материалы секретного доклада заместителя ответственного секретаря Зеленодольского райкома РКСМ Павлова о состоянии комсомольской организации. Среди негативных явлений, имеющих место, отмечался "подрыв со стороны партийцев-ответственников важной комсомольской работы, пример этому следующий: создание шефской комиссии, крестных отцов, которые без партийцев организация РКСМ не в состоянии была разрешить, последние их срывают неявкой (списки неявившихся высланы Вам). Это доносится до комсомольской массы, которая вступает в панику, говоря, что нам не оказывают никакого содействия, а мы не в состоянии этого сделать"19. Как следствие отмечалось отсутствие систематической воспитательной работы среди комсомольцев20.

В тех случаях, когда крестным отцам все же удавалось установить отношения со своими подопечными, они передавали последним свои взгляды и привычки, далеко не всегда полезные. И опять обратимся к материалам секретного доклада: "Комсомольцы вращаются среди партийцев, естественно перенимают от них все хорошее и дурное, попадая или же сойдясь с партийцем, который заражен пьянством, комсомолец заражается от него при тех условиях, если партиец пьет в открытую и не пресекает. С этим районному комитету трудно приходится бороться, т.к. при всяких действиях слышны одни слова: "партийцы пьют, значит и нам можно"21.

Финал истории оказался довольно печальным и в то же время вполне очевидным: идея использования традиционного обряда, наполненного новым содержанием, потерпела неудачу. Причинами тому стало как отсутствие энтузиазма со стороны партийцев, так и негативное воздействие крестных отцов на моральный облик молодежи. Пришлось принимать меры для нейтрализации обратного эффекта: взаимодействие со старшими товарищами через общение "за стаканом" было свернуто.


1. Троцкий Л.Д. Семья и обрядность // Правда. 1923. 14 июля; Ярославский Ем. Как вести антирелигиозную пропаганду. М., 1925 и др.
2. Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М. 2015; Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство. Религия. Церковь. 2012. N 3-4 (30). С. 408-429 и др.
3. Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Ф. 185. Оп. 1. Д. 15. Л. 2.
4. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 10. Л. 12.
5. Там же. Л. 6.
6. Там же. Л. 6 об.
7. ЦГА ИПД РТ. Ф. 225. Оп. 1. Д. 9. Л. 216.
8. Там же. Л. 19.
9. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 6. Л. 26.
10. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 7. Л. 39.
11. Там же. Л. 38.
12. Там же. Л. 42.
13. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 13. Л. 40.
14. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 18. Л. 53.
15. Там же. Л. 60-60 об.
16. Там же.
17. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 9. Л. 64 об.
18. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 7. Л. 61.
19. ЦГА ИПД РТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 10. Л. 36 об.
20. Там же. Л. 38 об.
21. Там же. Л. 36.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться