В московском Мультимедиа Арт музее открылась выставка работ знаменитого советского фотографа, военного корреспондента Евгения Халдея - в марте исполнилось 100 лет со дня его рождения. Правда, снимков из тех, что дочери фотографа Анне Халдей в этом году удалось отсудить в США, там не представлено. Корреспондент "РГ" выяснил, почему.
Халдей прошел всю войну с камерой "Leica". Снимал и с самых горячих, и с самых неожиданных ракурсов. Водружение советского флага над Рейхстагом, загорающие матросы на палубе крейсера, Потсдамская конференция, футбол летчиков в Заполярье в 1942-м, Нюрнбергский процесс - в объективе его фотоаппарата. Более того, именно снимки Халдея стали одними из доказательств на том самом Нюрнбергском процессе...
В этом году в США завершился другой суд - который постановил, что архив с несколькими тысячами негативов и 260 уникальными снимками Евгения Халдея принадлежит его дочери. Их в итоге удалось перевезти в Россию, но пока снимки из этой коллекции не экспонируются.
- Мы просто не успевали по времени, - объяснила Анна Халдей корреспонденту "РГ". - В то же время, на выставке в Арт музее есть работы, которые просто никто не видел, хотя они из основного архива. Выставка все равно интересная и необычная. Она немного изменяет мировоззрение и отношение к творчеству отца. Там окрыли период, который мало кому известен, когда папа был почти без работы.
Действительно, в 1948-м Халдей был уволен из ТАСС. Удивительно, но фотографа, прошедшего всю войну, обвинили в "недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности". Только после смерти Сталина в 1953-м фото Халдея вновь стали печатать.
- Сейчас можно увидеть то, что ему пришлось снимать в силу обстоятельств. Это интересно для всех. А из того, что я привезла (из Америки - Прим. ред.), пока нигде ничего не выставлено, - говорит Анна Евгеньевна.
- Как этот архив вообще оказался в США?
- Личная история. Когда нужны были деньги на похороны, пришлось отдавать долги. Человек, который в свое время вошел в доверие к отцу, дал нам взаймы. Я привезла ему фото, которые нужно было реализовывать и расплачиваться с долгами. Таким образом они оказались в Америке. Человек оказался непорядочным. 18 лет пришлось выяснять отношения с ним. Но теперь весь архив у нас.
- Правда, что многие негативы испортились?
- Есть такие. Есть фото с желтой полосой посередине, есть все пожелтевшие. Есть утраты. Но этот архив теперь интересен и потому, что у него трагическая история. Там много подписанных фотографий, много фото, у которых нет негативов. Теперь они в единственном экземпляре. Их не так много, но они теперь уникальные.
- Как считаете, можно ли вернуть тот самый фотоаппарат "Leica", которым ваш отец и делал те снимки и который был продан на аукционе?
- Конечно, нет. Это тоже было при мне. В 1995-м один человек пообещал отцу, что "Leica" будет в музее фотографии в Лос-Анджелесе. Отец ее просто подарил, вернее, отдал с условием, что аппарат передадут в музей.
- Не передали...
- Тот человек отдал в музей фотоаппарат той же марки, того же года выпуска. Но это была не та "Leica", которой снимал отец. Но у нас нет документа, что отец передал на хранение свой фотоаппарат. И доказать что-то невозможно.
- Известно, где сейчас находится подлинная "Leica" Евгения Халдея?
- Купил какой-то частный коллекционер. По-моему, это в Гонконге было. Фамилии покупателей они держат в тайне...
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем