издается с 1879Купить журнал

Там и лешуки, и кони

Где собирают уникальное судно, чтобы дойти до Соловков

28 июня 2017

В селе Лешуконском, куда надо добираться весь день из Архангельска, задумали и уже почти построили уникальное судно. Спецкор "РГ" и "Родины" - добрался. И готовится к плаванию.

Лешуки да кони - так сами местные жители толкуют название их села. И чаще называют его Лешуконией. Это и правда словно отдельная страна. Сюда проще всего прилететь на самолете, но летают редко. А на машине ехать нужно целый день.

В этой лесной стороне когда-то наверняка жили лешие. Или лешуки. А, может, и сейчас бродят в здешних дремучих местах. Тут в лес можно уйти и уже не вернуться - леший заведет в такие дебри, что не выберешься.

С лешуками понятно. Но кони… Есть в соседней Мезени известная не только в здешних местах, но и вообще по северу России мезенская порода. Лошади эти поменьше тех, что можно увидеть, например, в средней полосе России. Но и не пони все же.

Мезенские лошадки, как говорят местные, трудолюбивые и неприхотливые. Могут, например, сами добывать себе пропитание, выкапывая траву и мох из-под снега. Этих лошадей еще часто изображают здешние мастера росписи по дереву.

Вот в этих-то краях известный мореплаватель шкипер Евгений Шкаруба и задумал строить карбас. Так называют традиционное народное поморское судно. Хотя в нынешние времена карбас как раз стал не традицией, а раритетом. И увидеть такие суда, на которых поморы ходили на промысел по реке Мезени в Белое море, теперь можно разве что на картинке.

Идея построить карбас родилась у Шкарубы и других российских яхтсменов во время кругосветного плавания на яхте "Джульетта" под флагом Архангельска. Путешественники видели, как парусную культуру поддерживают во многих странах, строят лодки по старым проектам, в идеальном состоянии содержат старинные суда. В России такое редко увидишь.

Но жители Лешуконии уже несколько недель следят, как во дворе местного известного мастера-корабела Виктора Кузнецова строится необычная большая лодка. Именно Кузнецова, который, как он сам говорит, сплывал на карбасе в Белое море, попросил построить такое судно Шкаруба. И приехал помогать с товарищами. Осталось совсем немного - и карбас спустят на воду. Это должно произойти 1 июля.

Из Лешуконского Шкаруба и его товарищи отправятся на новом судне, созданном по старой технологии, на Соловецкие острова. Это почти 700 километров.

Чуть короче дорога на машине от Архангельска до Лешуконии. Для многих местных жителей теперь это промысел - работать на перевозках. Почти каждый день эти "шкиперы" мотаются на микроавтобусах в Архангельск и обратно. Это не в Белое море "сплыть", конечно, но тоже работа не из легких.

- Дык, пока сезон, надо деньги-то зарабатывать, - говорит водитель Алексей. В его маршрутке восемь мест. По 2500 рублей каждое.

На выезде из Архангельска Алексея и его пассажиров встречает большой дорожный знак, сообщающий, что впереди "ямочность" и "колейность". Но вскоре и "ямочность", и "колейность" заканчиваются. А вместе с ними и дорога с асфальтовым покрытием. Водитель добавляет газу и делает музыку громче. Так не больно слышать, как убивается подвеска на авто.

- Она, подвеска то есть, живет здесь полгода максимум - потом нужно перебирать, - объясняет Алексей.

И неудивительно - по песчано-глиняной дороге, которая похожа на стиральную доску, отважные лешуконцы летят со скоростью 100 километров в час. И жмут на тормоз лишь у переправы через реку Мезень. Здесь надо ждать паром, который ходит по расписанию. Водители не прочь и заплатить, чтобы сократить время в пути, но перевозки через реку - государственные. И только бесплатные.

Но одной переправой дело не ограничивается. Путешествие в Лешуконию - это тоже хождение за три моря. Паром пересекает реку Мезень и входит в устье другой реки - Пезы, после чего причаливает к правому берегу. Те, кто направляется в город Мезень, довольны - до места назначения рукой подать. Лешуконцы же ждут переправы на левый берег.

Паромщики говорят, что туда отправятся только в определенный час или когда машин наберется шесть штук, чтобы баржа была заполнена под завязку. Но определенного времени ждать не приходится. После короткого разговора с лешуконскими водителями, паромщики быстро организовывают перевозку на тот берег. Умеют люди находить общий язык! Возможно, он иногда и нецензурный.

Еще 100 километров - и вот оно, Лешуконское. Правда, опять на противоположном берегу. Чтобы оказаться там, маршрутки направляются в соседнее село Березник, а оттуда на пароме - в Лешуконию.

После такого путешествия эти места и правда могут показаться сказочной страной. На самом же деле, Лешуконское - обычный лесной поселок. Просто с сильными духом людьми. Добираться сюда непросто. Жить - тоже.

Когда-то здесь базировалась авиаэскадрилья, действовал леспромхоз, работали речники. Теперь не осталось почти ничего. Самолет из Архангельска еще летает, но не так часто, как когда-то. Лес добывают, но, в основном, для себя. Из речников только паромщики… Наведут понтонные мосты - и количество паромов сократится.

Весна в этом году, говорят местные, поздняя. А лета здесь еще не видели. Поэтому и реки необычайно полноводны, и снег в лесной глуши кое-где еще не растаял. 

Для строителей карбаса и тех, кто на нем пойдет на Соловки - это радость. Судно отправится в плавание прямо из Лешуконского - по большой воде. А так бы его пришлось везти на специальном прицепе в Мезень - ближе к морю.

Но здесь лучше гулять по воде.