издается с 1879Купить журнал

Добро ярмарки дороже злата

Здесь бегали первые трамваи, впервые позвонил телефон и заработала канализация

Здесь бегали первые трамваи, впервые позвонил телефон и заработала канализация.

В 1896 году в рамках постоянно действующей ярмарки в Нижнем Новгороде прошла ХVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. На ней были продемонстрированы лучшие достижения начавшегося промышленного подъема - 9700 экспонатов в 120 павильонах. Расскажем о самых ярких.

Автомобиль Яковлева и Фрезе

Это был первый русский серийный автомобиль, двигатель и трансмиссию которого изготовили на заводе конструктора Евгения Александровича Яковлева, а корпус, ходовую часть и колеса - на фабрике российского изобретателя немецкого происхождения Петра Александровича Фрезе (кстати, родственника-свойственника И.П. Кулибина).

Запас бензина автомобиля позволял двигаться в течение 10 часов, имелись две передачи (вперед и режим холостого хода) и два тормоза (ножной и ручной), колеса были деревянными с цельными резиновыми шинами. Скорость - до 20 километров в час.

Автомобиль выпускался до 1910 года, пока П. Фрезе не продал свою фабрику в Петербурге Русско-Балтийскому заводу, который производил собственные автомобили. Вскоре "Руссо-Балт" переоборудовал фабрику под станцию технического обслуживания.

Гусеничный трактор Федора Блинова

Изобретатель-самоучка Федор Абрамович Блинов, получивший в 1879 году "привилегию" (патент) на изобретение первого в России гусеничного трактора, вышел из крепостных крестьян.

С 1881 года Блинов начал строительство "самохода" на гусеничном ходу, который был построен через 7 лет. В устройстве по типу вагона была установлена паровая машина мощностью 12 л. с. При этом "самоход" развивал скорость 3 версты в час (3,2 км/час).

Газета "Каспий" писала в дни Нижегородской выставки:

"Экспонент - крестьянин Саратовской губернии Ф.А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но все никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путем. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тысяч рублей, он берется досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но "маршалы зова не слышат".

Создатель гусеничного трактора надеялся на долгожданный случай. Подойдет к нему какой-нибудь толстосум из Петербурга, Брянска или Коломны и попросит продать привилегию для того, чтобы начать выпускать самоходы его марки. Но чуда не произошло. Никто из промышленников России не протянул руку помощи создателю заветной крестьянской машины. Ему лишь вручили похвальную грамоту "За трудолюбие".

"Самоход" Федора Блинова. РИА Новости

 

Грозоотметчик Александра Попова

С 1889 по 1898 год в летние месяцы, свободные от занятий на Минных офицерских курсах в Кронштадте, изобретатель радио Александр Степанович Попов заведовал электростанцией, обслуживавшей Нижегородскую ярмарку. За сезон он получал 2500 рублей - вдвое больше годовой ставки преподавателя МОК. Поэтому, разрабатывая планы установки иллюминаций Главного ярмарочного дома и триумфальной арки к приезду императора Николая II, Попов смог продолжить свои эксперименты по приему электромагнитных колебаний.

В начале 90х годов Попов создал высокочастотный искровой генератор, содержащий все элементы радиопередающего устройства. После этого усилия ученого сосредоточились на разработке надежного приемника радиосигналов. В начале 1895 года "прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний" был создан. Во время опытов было обнаружено, что приемник Попова реагирует также и на грозовые разряды. Учитывая это, изобретатель создал прибор, записывающий электромагнитные излучения при грозовых разрядах. Первые "сигналы с неба" прообраз радиоприемника - "грозоотметчик" - зафиксировал в здании нижегородской электростанции.

Широкой аудитории "грозоотметчик" был представлен спустя год в Нижнем Новгороде. Он был зарегистрирован в качестве экспоната метеорологического отдела XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки и отмечен дипломом второй степени.

Радиоприемник Александра Попова.
Радиоприемник Александра Попова.


 

Водонапорная башня Владимира Шухова.
Водонапорная башня Владимира Шухова.

Ротонда Шухова

Владимир Григорьевич Шухов является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций.

Для Всероссийской выставки Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню удивительной красоты (была куплена после выставки меценатом Ю.С. Нечаевым-Мальцовым, перенесена в его имение Полибино, что в Липецкой области, и сохранилась до настоящего времени).

С первых лет своей активной жизни Нижегородская ярмарка стала местом технических и промышленных премьер. На ней впервые в России состоялась демонстрация киноаппарата, заработал телефон. В Нижнем Новгороде начали ходить первые в России трамваи, а до их появления в столичном Петербурге оставалось еще 11 лет. Даже первая в стране канализация была построена по инициативе ярмарочного комитета.

Трамвай и плашкоутный мост - визитные карточки Нижнего Новгорода.
Трамвай и плашкоутный мост - визитные карточки Нижнего Новгорода.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться