После победы над Наполеоном к Российской империи "на вечные времена" было присоединено Царство Польское. И все русское образованное общество с тревогой взирало на полонофильскую политику Александра I. А в 1819 году Николай Михайлович Карамзин пишет на злобу дня записку под названием "Мнение русского гражданина": "Любите людей, но еще более любите Россиян, ибо они и люди и Ваши подданные, дети Вашего сердца. И Поляки теперь слушаются Александра: но Александр взял их Русскою силою, а Россиян дал Ему Бог..."
Современники как в воду смотрели. С 1918 года в уже независимой Польше начинается абсурдная кампания по сносу русских памятников и православных церквей. Было уничтожено практически все, построенное в русский период ее истории (с 1815 по 1915 г.). Только в 1920-е годы в Варшаве были снесены 3 собора, 3 приходские, 2 дворцовые, 2 крестовые архиерейские, 2 кладбищенские церкви, 4 при учебных и 6 при благотворительных и лечебных учреждениях, 2 тюремные церкви и более 20 полковых церквей при воинских частях, среди которых полки 3-й гвардейской пехотной дивизии (лейб-гвардии Литовский, Кегскольмский, Санкт-Петербургский, Волынский); лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, лейб-гвардии Уланский Его величества полк, лейб-гвардии 3-я артиллерийская бригада.
Особый резонанс вызвал снос Александро-Невского собора, крупнейшего православного храма на территории межвоенной Польши. Общая стоимость работ по его возведению составила астрономическую сумму в 3 млн руб. В отделке собора использовано множество драгоценных и полудрагоценных металлов, самоцветов, различные виды мрамора и гранита. К работе над живописным убранством собора были привлечены лучшие художественные силы России. А роспись алтаря поручена самому В.М. Васнецову. В соборе отмечали важнейшие события в жизни русской Варшавы: от юбилея Отечественной войны 1812 года до празднования 300летия Дома Романовых.
К 1926 году от Александро-Невского собора не осталось и следа. Уцелевшие от многотысячных взрывов части его использовали в отделке мостов, ступеней костелов, домов и памятников Варшавы. Например, из яшмовых колонн, подаренных собору императором Николаем II, частично выполнено каменное надгробие Ю. Пилсудского в Кракове. Финским кирпичом замостили тротуары. Даже знаменитая варшавская русалочка сидела на каменном блоке уничтоженного собора...
Александро-Невский собор стал чуть ли не первым в XX веке христианским храмом, стертым с лица земли по воле государственной власти.
Вид на собор с воздушного шара.
Александро-Невский собор
Начало строительства: 1894.
Завершение: 1912.
Автор: архитектор Л.Н. Бенуа - представитель художественной династии Бенуа.
Месторасположение: Варшава, Саксонская площадь (переименована в площадь Пилсудского).
Стиль: русско-византийский, в этом стиле был создан проект храма Христа Спасителя.
След в истории: 70-метровая колокольня храма была самым высоким зданием в Варшаве. Во время немецкой оккупации в 1915 году Александро-Невский собор был превращен в гарнизонный католический костел св. Генриха.
После войны стал популярным местом у туристов из Англии и Франции.
Снос: 1924-1926.
Выразительная деталь: для ликвидации стен собора было совершено около 15 000 небольших взрывов. Чтобы собрать деньги на снос, государство выпустило специальные займы, которыми могли воспользоваться все желающие.
Памятник семи польским военачальникам, оставшимся верными присяге.
Памятник семи генералам
Установлен: 1841.
Авторы: итальянский архитектор Антонио Корацци и скульптор Константин Хегель.
Месторасположение: Варшава, Саксонская площадь, затем перенесен на Зеленую площадь (сейчас площадь Домбровского).
Стиль: классицизм.
След в истории: установлен по приказу Николая I в честь шести польских генералов: Маурицио Гауке, Станислава Потоцкого, Йозефа Новицкого, Игнаца Блюмера, Станислава Трембицкого, Томаша Яна Сементковского и полковника Филиппа Нереужа Мецишевского (историческое название памятника - "Семи генералам"), убитых мятежниками в ходе Ноябрьского восстания 17 (29) ноября 1830 года за отказ нарушить присягу царю польскому и Николаю I.
Снос: 1917.
Выразительная деталь: начальные эскизы памятника выполнил сам Николай I. А скульптуры отливались из артиллерийских орудий, захваченных у мятежных поляков. Монумент был очень непопулярен среди польских русофобов. У них даже появился обычай: плевать всякий раз, проходя мимо обелиска.
Памятник Ивану Паскевичу перед Наместниковским дворцом.
Памятник Ивану Паскевичу
Установлен: 1870.
Авторы: Н.С. Пименов (с 1857 года), после его смерти в 1864 году над завершением памятника работал А.Р. фон Бок.
Месторасположение: Варшава, Краковское предместье, перед нынешним Президентским дворцом (ранее "Наместниковским").
Стиль: поздний классицизм.
След в истории: памятник посвящен наместнику Царства Польского, генерал-фельдмаршалу Российской империи светлейшему князю Варшавскому графу Паскевичу-Эриванскому.
Снос: 1917.
Выразительная деталь: по инициативе немецких оккупационных сил в 1917 году был демонтирован и разобран на части. Единственным уцелевшим фрагментом стал один из четырех барельефов, изображавший сцену штурма Варшавы русской армией в 1831 году.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем