![](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/144/34/32/maslenica_v_elce.jpg)
Праздничный круговорот
В позднеимперской России праздников было немало: государственные (табельные или неприсутственные дни), местные, юбилеи литературных классиков, исторических событий. К государственным относились церковные праздники, Новый год и царские дни (дни восшествия на престол и коронования императора, рождения и тезоименитств монарха, императрицы, наследника, его супруги и прочих особ царствующего дома)1. Каждый город посылал верноподданническую телеграмму императору, а также поздравительные депеши высокопоставленным чиновникам регионального значения. Праздничные торжества начинались с Божественной литургии и благодарственного молебна, по завершении службы наступало время военного парада.
Широкую развлекательную программу предлагали клубы: любительские спектакли, концерты, разнообразные вечера, балы. Для детей проводились праздники с елкой на Рождество и Новый год, детский праздник с танцами и играми - на Пасху. Организаторами зачастую выступали те же клубы, учебные заведения, общественные организации, отдельные лица в порядке благотворительности.
Новый год многие встречали в семейном кругу, но люди светские зачастую отправлялись в рестораны. Например, по сведениям газеты "Кубанский курьер" за 4 января 1911 г., наказной атаман Кубанского казачьего войска М.П. Бабыч с супругой, многочисленные представители военного и гражданского сословий провели новогоднюю ночь в Войсковом собрании Екатеринодара, а значительное количество жителей кубанской столицы собралось во 2-м общественном собрании и ресторане гостиницы "Центральная". Позволить себе это могли немногие: "Сюда собралась масса изысканной публики, создавшей обстановку фешенебельного столичного ресторана... На лицо было много очень красивых женских головок, жгучих глаз, шикарных туалетов, бриллиантов"2.
![Наказной атаман Кубанского казачьего войска М.П. Бабыч. Наказной атаман Кубанского казачьего войска М.П. Бабыч.](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/144/34/32/ataman_babych_default_d_850.jpg)
Когда часы били полночь, первым провозглашался тост за здравие императора, иногда и других официальных лиц, затем поздравлялись с Новым годом все присутствовавшие. После этого следовали праздничный ужин и оживленные танцы до утра.
Горожане посещали театры, концерты, на площадях, в парках устраивались народные гуляния с качелями, каруселями, балаганами; здесь вешали бумажные фонарики, устанавливали нарядные арки, павильоны, киоски с лимонадом и другими водами, буфет; играл оркестр. Город украшался флагами, иллюминацией, вечером запускали фейерверк. В пасхальные праздники можно было поехать за город на пикник. На новогодние праздники и Пасху было принято наносить визиты знакомым.
Какой праздник без вина
На Масленицу горожане наводняли рестораны, заказывая изрядное количество блинов и спиртного3. Тема несдержанности в еде нередко поднималась в публицистике и художественной литературе, к примеру, у А.П. Чехова в рассказах "Глупый француз" и "О бренности (масленичная тема для проповеди)". Интеллигенция широко отмечала Татьянин день (день российского студенчества, день просвещения), однако празднование по большей части состояло "из обедов, завтраков и ужинов, сопровождаемых всегда изрядными попойками", и лишь в редких случаях проводились балы, концерты и литературные вечера4.
Праздники являлись благодатным временем для продавцов спиртного. Для полиции, наоборот, были тяжелым периодом. Полицейские наряды направлялись в церкви города на время Божественной литургии и благодарственного молебна, на концерты, танцевальные вечера. Для предотвращения скопления народа и беспорядков устанавливались определенные правила. Так, 22 декабря 1906 г. в Майкопе был издан приказ городского полицмейстера, запрещавший без его разрешения днем в виде поздравлений ходить с маскарадом и музыкой по улицам города5.
Торговать спиртным воспрещалось до окончания Божественной литургии и во время крестного хода, а в Страстную Пятницу, первый день Пасхи и Рождества - в течение всего дня6. На народных гуляниях допускалась продажа только кваса, лимонада, фруктов и семечек. Это не исключало появления пьяных в общественных местах, поэтому у дежуривших городовых существовали инструкции в их отношении. К примеру, человек в состоянии алкогольного опьянения не допускался на перекидные качели7.
Празднование Татьянина дня (праздника Московского университета) в Москве (с бокалом в руке изображен А.П. Чехов).
![Празднование Татьянина дня (праздника Московского университета) в Москве (с бокалом в руке изображен А.П. Чехов). Празднование Татьянина дня (праздника Московского университета) в Москве (с бокалом в руке изображен А.П. Чехов).](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/144/34/32/tatianin_den_default_d_850.jpg)
Благотворительные обеды: благо или зло?
В праздничные дни проводилось наибольшее количество благотворительных мероприятий. Устраивались разнообразные вечера с танцами, балы, концерты, спектакли, сбор с которых шел в пользу неимущих. Во время застолий на Татьянин день было принято "учинять сбор в пользу недостаточных студентов"8.
Ежегодно в канун праздников со страниц газет звучали призывы к благотворительности9. По мнению многих современников, значительная часть собранных во время благотворительного мероприятия денег, будь то концерт, литературный вечер или застолье, шла на организацию (закуски, шампанское, развлечения), а правильнее было бы отдавать деньги нуждающимся, ничего не требуя взамен. Вопрос этот нередко ставился как в прессе, так и в художественной литературе. Один из корреспондентов, рассуждая о Татьянином дне, в 1903 г. написал: "Грустно то, что для того, чтобы собрать несколько рублей, нужно все-таки прибегать к наркотикам в роде балов, концертов; грустно то, что без наркотиков мы уже не в состоянии представить себе во всем ужасе нужду, холод и голод наших молодых собратий"10.
На рубеже XIX - XX вв. нередко поднимался вопрос неприглядности пиров в День просвещения, по итогам которых собранная для "неимущих студентов" сумма нередко оказывалась меньше потраченной на обед11. "Имеем ли мы нравственное право веселиться, а главное обжираться и напиваться тогда, когда сотни и тысячи наших товарищей стонут от голода, холода и нужды?" - вопрошал корреспондент газеты "Черноморское побережье" и приходил к выводу, что "бражничать и насыщать непомерно утробу во время великого праздника просвещения - по меньшей мере дико и недостойно человека просвещенного"12. Идеи неприемлемости такого отношения к празднованию Татьяниного дня высказывал и Л.Н. Толстой в 1889 г. в статье "Праздник просвещения 12-го января"13.
1. Царские дни // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 37А. СПб., 1903. С. 812.
2. Встреча Нового года // Кубанский край. 1911. N 324-2. 4 января.
3. Масленица // Кубанский край. 1911. N 363-41. 22 февраля.
4. Радулович В.В. По поводу Татьянина дня // Черноморское побережье. 1903. N 12. 16 января
5. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 454. Оп. 1. Д. 278. Л. 3.
6. Положение о питейном сборе // Полное собрание законов Российской империи. Второе собрание. СПб., 1863. Т. 36. Ч. 2. С. 70; Устав о питейном сборе // Свод законов Российской империи. СПб., 1912. Кн. 2. Т. 5. С. 313.
7. ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 278. Л. 102 об. - 103.
8. Радулович В.В. По поводу Татьянина дня.
9. Кубанские областные ведомости. 1873. N 12. 24 марта; Сочинский листок. 1912. N 23. 22 декабря.
10. Еще по поводу Татьяниного дня // Черноморское побережье. 1903. N 15. 19 января.
11. Радулович В.В. По поводу Татьянина дня.
12. Еще по поводу Татьяниного дня.
13. Толстой Л.Н. Праздник просвещения 12-го января // Русские ведомости. 1889. N 11. 12 января.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем