издается с 1879Купить журнал

Пассажиры Философского парохода: Николай ЕВРЕИНОВ (1879-1953)

Режиссер-реформатор, драматург, музыкант, художник

Ю. Анненков. Портрет режиссера Николая Евреинова. 1921 год.
Ю. Анненков. Портрет режиссера Николая Евреинова. 1921 год.

Чем занимался до 1922 года

"Евреинов, можно сказать, родился с мечтой, перешедшей у него в магию, в идеологическую одержимость о театре, преобразующем жизнь в нечто гораздо более выпуклое и яркое, чем жизнь", - говорил о нем поэт Сергей Маковский.

К этой мечте шел он недолго. По окончании привилегированного Императорского училища правоведения в Санкт-Петербурге стал чиновником Канцелярии Министерства путей сообщения с блестящими карьерными перспективами. Но решил посвятить жизнь творчеству. В 1908 году выходит трехтомник его драматических сочинений. А годом раньше Евреинов создал и возглавил театр, какого в России еще не было, - Старинный театр.

Задача была поставлена необычайная: "Надо изучить все <...> театральные эпохи, когда театр был в расцвете, и практически их осуществить: тогда составится богатый набор сценических приемов, навыков, действенность которых будет проверена и которые лягут в основу нового искусства театра".

Участники первого сезона Старинного театра.
Участники первого сезона Старинного театра.

Творческие искания Евреинова были удивительно созвучны эпохе Серебряного века. Василий Каменский не посчитал преувеличением назвать его "пламенным философом-режиссером-музыкантом, избалованным толпой театральным Колумбом". А еще один яркий представитель своего времени, профессор-лингвист и знаток театра Б.В. Казанский считал, что именно к теоретическим исследованиям и творческим экспериментам Евреинова "восходит вся идеология нового театра".

Осенью 1920 года Евреинов поставил к третьей годовщине Октября массовое революционное действо "Взятие Зимнего дворца". Оно стало самым крупным "массовым зрелищем" века. В нем участвовали более восьми тысяч статистов, несколько сот солдат и матросов действующей армии, многие из которых принимали участие в революционных событиях.

Массовое революционное действо
Массовое революционное действо "Взятие Зимнего дворца". Постановщик Н. Евреинов. Осень 1920 года.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Когда я думаю о себе, о своей жизни, мне представляется оторванное облако и его одинокий путь. Оно далеко от земли, от людей, и вместе с этим так близко и земле, и людям, ведь они его создали! И правда, часто, когда оно оранжево-знойное, красное, кажется, что испарения крови людской, пота и слез людских образовали эту страшную массу! - что насыщенная раздражением, усталостью и горем, она должна сломить кого-то, уничтожить, сделать ужасное. В другое же время - напротив! - оно как будто из опалов, перламутра, из лунных камней, легкомысленное, красивое, немножко смешное...

Причины бегства

Евреинов не был интернирован. Он просто отказался поддерживать творческие отношения с идеологами советского искусства. И воспользовался тем, что власть разрешила - ненадолго - своим врагам уезжать из страны по собственной воле. В последней, написанной незадолго до смерти статье "Нас было четверо", Евреинов объяснил свой выбор:

"Потому что все, что радовало раньше в нашем новом театре и заражало своими замыслами передовые театры Европы и Америки, стало в СССР гонимым, как нечто чуждое - по мнению "начальства" - советской общественности и искажающее революционную действительность, а также непонятное своими "упадочными течениями" массовому зрителю".

Страница из письма В.И. Ленина И.В. Сталину 16.07.1922:
Страница из письма В.И. Ленина И.В. Сталину 16.07.1922: "Всех их вон из России...".

Чем занимался за границей

В Париже ставил оперные спектакли в знаменитой Русской частной опере М.Н. Кузнецовой, создал Театр русской драмы, ставил спектакли в театре Ж. Копо "Вьё-Коломбье", организовал "Объединение русских артистов". Режиссировал оперные и драматические спектакли в Пражском национальном театре, участвовал в подготовке программ эмигрантских театров миниатюр - "Летучая мышь" и "Бродячие комедианты", учил студентов Сорбонны реконструированию спектаклей средневекового театра. Театральные идеи Евреинова предвосхитили теорию и практику европейского театра XX века, оказали большое воздействие на творчество нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло и Бертольда Брехта.

Умер в Нью-Йорке. Похоронен под Парижем на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.