издается с 1879Купить журнал

Лейтенант Алексей Ряпенко о том, как сбил американский самолет: Думать было нечего, все расписано по секундам

Михаил Валерьевич Гаврилов, соавтор недавно вышедшей книги "Белые пятна Карибского кризиса" (вместе с В.А. Бубновым), рассказал "Родине" малоизвестные подробности ключевого эпизода Карибского кризиса. Американский самолет-разведчик U-2 был сбит в небе над кубинским городом Банес 27 октября 1962 года расчетом советского зенитно-ракетного комплекса С-75. Офицером наведения был лейтенант Алексей Артемович Ряпенко. Вот как он описывает это в книге:

"...майор Герченов приказал мне: "Цель уничтожить тремя, очередью!" Я перевел все три стрельбовых канала в режим БР и нажал кнопку "Пуск" первого канала. Ракета сошла с пусковой установки. После я доложил: "Есть захват!" Первая ракета уже летела 9-10 секунд, когда командир скомандовал: "Вторая, пуск!" Я нажал кнопку "Пуск" второго канала. Когда разорвалась первая ракета, на экранах появилось облако. Я доложил: "Первая, подрыв. Цель, встреча. Цель поражена!" После подрыва второй ракеты цель начала резко терять высоту, и я доложил: "Вторая, подрыв. Цель уничтожена!"

Сбитый летчик Рудольф Андерсон и его самолет-разведчик U-2. Фото AP
Сбитый летчик Рудольф Андерсон и его самолет-разведчик U-2. Фото AP

Майор И.М. Герченов сообщил на КП полка об уничтожении цели N33. Мне он сказал, что я работал спокойно и уверенно. Затем мы вышли из кабины. На площадке собрались все офицеры и операторы. Меня подхватили на руки и начали подбрасывать - это было легко, так как я весил всего 56 килограммов. Оглядываясь назад, могу сказать: мы выполняли свой долг, безоговорочно и до конца. Тогда я не мог знать, что сбитый нами американский самолет будет единственным, что это событие станет переломным шагом в разрешении Карибского кризиса. Просто в те годы все наше поколение воспитали так, что мы были готовы погибнуть за Родину".

Самолет U-2 был спроектирован и изготовлен по последнему слову техники. В частности, он был оборудован прибором для обнаружения советских радаров. Михаил Гаврилов задается вопросом: почему опытный пилот Рудольф Андерсон, зная, что находится "под прицелом", не стал маневрировать, а продолжил двигаться намеченным курсом? Авторы книги "Белые пятна Карибского кризиса" считают, что американское командование намеренно отправило Андерсона на верную гибель, заранее отключив систему безопасности его самолета. Атака на U-2 должна была стать сигналом к началу массированного авиаудара по Кубе:

- Президент Джон Кеннеди лишь после того, как американский новейший самолет был уничтожен, осознал, что США на Кубе противостоят не разрозненные группки советских солдат и офицеров, а боеспособная группа войск. И если США нанесут удар по Кубе, последует необратимая реакция по всему миру.

Дарственная надпись командира подразделения меткому стрелку на развороте сборника
Дарственная надпись командира подразделения меткому стрелку на развороте сборника "Высокая цель".

Авторы книги убеждены: командир 27-й дивизии ПВО Георгий Воронков, командир дивизиона Иван Герченов и офицер наведения Алексей Ряпенко сыграли одну из ключевых ролей в разрешении Карибского кризиса. За дополнительными подробностями корреспонденты "Родины" обратились к Алексею Артемовичу Ряпенко, живущему в Сочи:

- В книге говорится, что вы работали по цели "спокойно и уверенно". Расшифруете?

- Уверенность приходит, когда в совершенстве знаешь свое дело. А я ведь в 1960 году закончил Тамбовское авиационное училище. Но после выпуска меня направили в зенитно-ракетные войска, так что пришлось осваивать новую специальность. На стрельбах все получалось лучшим образом, пришло спокойствие, о котором вы спрашиваете. Хотя я был самым молодым офицером в дивизионе. 27 октября все было даже проще, чем на учениях.

- О чем вы думали, нажимая на кнопку "Пуск"?

- Думать тут нечего, все действия расписаны по секундам. Процесс обнаружения и стрельбы - довольно просты. Самолет мы сразу схватили на экране локатора, станция разведки его вела. И как только он подошел к зоне обнаружения, передала нам. По команде командира я нажал "Пуск". Штатная ситуация даже несмотря на то, что шел ливень. Самолет двигался с небольшой скоростью - где-то 800 километров в час. Так что проблем не возникло.

- Был ли праздничный ужин по поводу удачной стрельбы?

- О чем вы! У нас не было ощущения, что на этом все закончится. Наоборот, мы опасались возмездия. Так что было не до угощений.

- Вы рассказывали, что ирландцы брали у вас интервью про 27 октября. А американцы?

- Нет. Да я бы и отказался. Либо просто сказал им: "Ребята, то, что вы сделали, было вашей инициативой. А мы выполняли свою работу, долг - помогали кубинцам защитить их революционные завоевания. Тут кто кого...".

Фрагменты сбитого U-2 впоследствии поместили в гаванский музей. / из личного архива
Фрагменты сбитого U-2 впоследствии поместили в гаванский музей. из личного архива