Об этом портфеле я впервые услышала от Александра Ростиславовича Колчака. 84-летний внук адмирала, проживающий во Франции, убежден: "Наша фамилия не должна быть для России враждебной". При личной встрече с российским послом в Париже он передал ему семейную реликвию. Сейчас решается вопрос, где она будет представлена на родине Колчака-старшего.
Я с трепетом держала в руках этот потрепанный жизнью портфель с тисненой надписью КОЛЧАКЪ. Какая история связана с ним? Внук этого не знает. Потому я и решила обратиться в "Родину".
Зная биографию и характер Александра Васильевича Колчака, трудно представить, что он сам заказал себе именной портфель. Вероятно, он был подарен друзьями или сослуживцами. Но по какому поводу? Возможно, это был подарок за заслуги в легендарной полярной экспедицией 1903 года, когда 29-летний лейтенант Колчак возглавил поиски пропавшего во льдах барона Э.В.Толля и совершил выход на шлюпках в открытый океан. Портфель мог быть полезен ему и на новой службе "в качестве заведующего балтийским театром" только что созданного Морского генерального штаба (1906-1908 гг.). Как эксперт военных комиссий Государственной Думы, Колчак часто присутствовал на заседаниях по вопросам флота. Как тут обойтись без портфеля для документов?
Есть и еще одно предположение. 28 июня 1916 года Александр Васильевич был назначен командующим Черноморским флотом с присвоением чина вице-адмирала. Так были отмечены его заслуги в блистательных морских операциях против германских кораблей. Поздравления приходили в том числе от экипажей кораблей, на которых он служил. Не исключено, что офицеры сбросились на солидный, по нынешнему чину адмирала, подарок.
Нет достоверного ответа и на вопрос, как портфель покинул Россию.
Почти сто лет портфель находился во Франции, куда в апреле 1919 года бежали от ужасов Гражданской войны жена адмирала Софья Федоровна с девятилетним сыном Ростиславом. Спешные сборы перед отъездом из Севастополя, Софья Федоровна забирала только необходимые в поездке вещи. Мог ли быть среди них портфель мужа, как дорогая память о нем? А может быть, он взял с собой портфель в июне 1917 года, когда обвиненный Временным правительством в измене был вызван из Севастополя в Петроград для объяснений?
Только после смерти вдовы адмирала портфель был передан сыну, а затем попал к внуку. Буду очень признательна всем, кто поможет приоткрыть тайну этой семейной реликвии.
Виктор Файбисович, заведующий сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа, кандидат культурологии:
- Думаю, портфель не принадлежит к числу подарков от соратников и сослуживцев: к таким дарам обычно прикрепляются бронзовые таблички с мемориальными текстами (от кого, кому, когда). Тиснение "Колчакъ", вероятно, не имело целью напомнить Александру Васильевичу его фамилию. Я рискну предположить, что этот портфель принадлежал к некоей группе аналогичных портфелей с именами их владельцев - соратников или сослуживцев А.В. Колчака, - например по Академии наук. Думаю, что в таких портфелях аккумулировалась корреспонденция, подобно тому, как в Эрмитаже корреспонденция и приказы аккумулируются в именных папках руководителей структурных подразделений, хранящихся в отделе внешних связей и в канцелярии.
Впрочем, это лишь догадка; подтвердить ее могла бы находка такого же портфеля с другой фамилией, но рассчитывать на это трудно...
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем