издается с 1879Купить журнал

Владимир Хотиненко: Мы никогда не узнаем, покаялся ли Ленин

Режиссер фильма "Демон революции" - о событиях 1917-го

04 декабря 2017

В рубрике "Революция - ты..." известные артисты, журналисты, ученые отвечают на вопросы, что для них революция 1917 года. Это уже делал народный артист России Виктор Сухоруков, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Теперь на вопросы отвечает народный артист России, режиссер Владимир Хотиненко.

Кто виноват в том, что произошло в 1917-м?

Владимир Хотиненко: Мне кажется, это неправильная формулировка. Почему "виноват"? Правильнее - кто сделал или кто участвовал? Сказать, кто виноват - значит, подписать приговор процессу. Чрезвычайно сложному, важному. Таких событий, как революция в России, в истории человечества - пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать.

Точек зрений о причинах и последствиях довольно много. Полярных - две. Кто-то считает, что это была катастрофа, кто-то - движение вперед.

 

Владимир Хотиненко.  / Аркадий Колыбалов/РГ
Владимир Хотиненко. Аркадий Колыбалов/РГ

Какова ваша точка зрения? Революция была неизбежна?

Владимир Хотиненко: Это была реализация пьесы, написанной на небесах. То есть обязательное событие. Оно не могло не произойти. Это записано где-то там, где звезды.

У меня есть и еще одна точка зрения - революция была необходимым испытанием для России. Человек ведь воспитывается только через испытание. Мышцы же он тренирует, только испытывая нагрузку. И душу так же. Душа обязана трудиться.

Событие трагическое, безусловно.Но оно было неизбежным, как стихийное бедствие.

Главное - не забыть его, изучать. Для чего нужно было отметить (именно отметить, а не праздновать, конечно) его спустя 100 лет? Чтобы этот опыт как-то освоить. Но это не до конца получилось, на мой взгляд. 

Ленин - зло или гений?

Владимир Хотиненко: Ленин - великий человек. И серьезные исследователи приходят к этому мнению. Встречал даже такие точки зрения, что Чингисхан, Македонский и Наполеон - дети по сравнению с Лениным и тем, что он делал. Ленин перевернул мир.

А потом?

Владимир Хотиненко: А дальше идут все эти злодейства его. Подписи, приказы, о которых говорят. Говорят, как о злодее. Но он не злодей тоже.

Почему?

Владимир Хотиненко: Понимаете, когда актер исполняет роль в какой-нибудь пьесе или кино роль злодея, он сам злодей? Нет. Он исполняет роль. Вот и Ленин исполнял.

Гений и злодей - извечный вопрос. Но все-таки снимать или не снимать ответственность с него - это не мое дело. Это дело церкви.

Тут есть один момент, который никто не станет отрицать. Мы хорошо знаем, как Ленин умирал - в одиночестве и прочих страданиях, в том числе физических. В православии, если человек даже в последнюю секунду успел покаяться по-настоящему (а как именно - не все мы понимаем), то он прощен, вот в чем дело...  То есть ему отпущено.  Но мы никогда не узнаем, покаялся ли Ленин.

Грешил ли он? Да безусловно! И чудовищно. Но лепить ли на него штамп злодея? Это бессмысленно. В действиях такого масштаба никогда не обходилось без крови. Ни-ког-да!

Тело Ленина нужно захоронить?

Владимир Хотиненко: Да. Понимаете, наступит время, когда про Ленина вообще забудут. Вырастет поколение, которое задастся вопросом: а кто это вообще лежит? Давайте веночек на него повесим или раскрасим? И сейчас-то слухи есть, что это не он лежит, что уже подменили. Зачем это все нужно? Захоронить - и все!

А с мавзолеем что делать?

Владимир Хотиненко: Это памятник архитектуры. Это трибуна. Эти камни впитали столько, включая парады победные. С мавзолеем нужно что-то придумать интересное. Но все-таки важнее изучать опыт ленинский, если вы верите в него, а не покойника выставлять.

А так дождутся, что и правда начнут раскрашивать. Это превратится в полный идиотизм, клинику.

Существует ли опасность революции сегодня?

Владимир Хотиненко: Нет. Все сегодня по-другому. И революции другие тоже.

И все-таки, вы пойдете на баррикады, случись революция в том ее виде?

Владимир Хотиненко: Абстрактный вопрос. По этому поводу много замечательных книг написано, включая "Тихий Дон", где Мелехова болтало. Для меня нет ни тех, ни других - у меня есть мой народ. И я всю жизнь занимаюсь его изучением. Все мои фильмы - портреты России, людей, которые в ней живут.

Вообще верю в какое-то мистическое предназначение России, чем в катаклизмы. А к революциям отношусь плохо - упрощу совершенно свой ответ. В любом случае, нужен путь эволюционный. Даст бог, наелась мы этими передрягами. А там - как Господь распорядится.

Как пережили революцию ваши предки?

Владимир Хотиненко: По-разному. Дедушка был георгиевским кавалером, потом его сослали на Алтай, где уже я родился. А с другой стороны были те, кто за красных. У меня, как и во всех семьях, произошел водораздел. Но, слава Богу, родственники друг друга не мочили.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться