Сергей Николаевич Завьялов, старший мастер локомотивного депо "Чусовское" в Перми, выкладывает на стол стопку истрепанных книжек:
- Это пособия по паровозному делу. Принесли наши ветераны-паровозники. Больше нигде не достать.
Мой собеседник восстановил единственный на всей Свердловской железной дороге действующий паровоз Л-4372. Ну, как было не попроситься в поездку?!
В паровозной будке пахнет деревом и русской баней.
- Это от пара, - улыбается Завьялов. Он садится у окна слева по ходу, машинист Олег Гилев справа, а помощник машиниста, он же кочегар, лопатой набрасывает уголь в топку.
- Уголь должен лежать ровной подушкой, толщиной 15-20 сантиметров, - комментирует Завьялов. - Цвет ярко-красный. И чтобы мыши не бегали.
Паровозники улыбаются. "Мышами" издавна называются черные прогары в огненной подушке. Когда они появляются, падает мощность машины.
Машинист по рации извещает дежурного по станции о начале движения. Получает добро, поднимает руку и тянет за рычаг гудка. Над станцией Пермь-2 разливается хриплый свист. Работающие на путях железнодорожники в оранжевых жилетках оборачиваются и достают из карманов телефоны - сфотографировать красавицу-"Лебедянку" на ходу.
Поехали!
Увлечение паровозами пришло к Сергею Завьялову по приказу начальника Свердловской железной дороги. К тому времени сын машиниста прошел уже по всем ступеням деповской карьерной лестницы - был и слесарем, и помощником машиниста, и заместителем начальника депо. Исполняя указание начальства, Сергей пригнал в Пермь паровоз с Южно-Уральской дороги. И буквально заболел им. Искал пенсионеров, когда-то управлявших паровыми махинами. Корпел над технической литературой, пока не выучил назубок сложнейшее устройство "Лебедянки".
И очень быстро одного паровоза ему показалось мало.
Так Завьялов начал формировать состав из вагонов советской эпохи. Вот стоит рядом с депо операционный из санитарного поезда N227, сформированного в 1941 году на Урале. Вот солдатская теплушка. А из последней поездки в Нижний Тагил он пригнал и офицерскую.
- Скоро будет у нас настоящий поезд Победы, - улыбается Завьялов, мечтающий о паровозных прогулках по Пермскому краю не только на 9 мая. Но для этого нужны классные вагоны двадцатого века и единомышленники двадцать первого ...
Всех людей он делит на 100 категорий по степени ощущения счастья жизни. Себе отвел шестьдесят девятую степень. Но это пока, потому что в ближайшее время намерен пригнать в Пермь еще один паровоз...
"Лебедянкам", как лебедям, нельзя жить без пары.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем