Об этой трагедии написаны сотни исторических, документальных, художественных исследований. Только в последние годы "Родина" опубликовала несколько объемных материалов о расстреле в Екатеринбурге. Возвращаясь к этой теме в связи со 100-летием страшной даты, мы попробовали глубже всмотреться в судьбы людей, на которых навсегда навешен ярлык "цареубийцы".
ЯН ЦЕЛМС (1892 - ?)
17 ИЮЛЯ 1918 ГОДА. Роль в убийстве
Из воспоминаний П. Ермакова: "В числе непосредственных исполнителей указанного приговора-расстрела царской семьи Романовых (...) мы втроем: начальник охраны Юровский, заместитель командира латышского красногвардейского отряда Ян и я, Ермаков".
Другого латыша с именем Ян в Ипатьевском доме не было.
ДО 17 ИЮЛЯ
Родился в батрацкой семье, в Курляндии, одной из трех прибалтийских губерний России. Предполагается, что получил начальное образование в местной школе, после чего устроился кочегаром "у частных предпринимателей Вадзберга, Пятрясона и Калниня в Рижском уезде, где проработал до 1913 года". Затем его забрили в солдаты.
Служил в одной из самых привилегированных лейб-гвардейских частей - в Кирасирском полку. Не раз отмечался командованием.
В Доме особого назначения - пулеметчик внутренней охраны.
Из записок Я Юровского: "На прогулке в саду к нему обратилась, кажется, Ольга:
- Вы нас видели, знали раньше?
Он ответил:
- Да, я вас видел там-то, на таком-то параде, я служил в таком-то гренадерском полку.
Тогда Ольга обратилась к Николаю и крикнула:
- Папа, вот это наш гренадер"9.
ПОСЛЕ 17 ИЮЛЯ. Мясник в Моснарпите
Партийная карьера не сложилась. Стал мясником. Поставлял свинину в систему Моснарпита.
Комендант Ипатьевского дома Юровский вспоминал, что в расстрельной команде у него было трое "латышей". Двое быть палачами отказались. Согласился Целмс.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем