Пистолеты, из которых были убиты Николай II, члены царской семьи, доктор, повар, камердинер и горничная, долгое время хранились в Музее Революции в Москве. Его организовали в 1922 году в здании бывшего Английского клуба на Тверской улице.
Туда в октябре 1927-го в честь десятилетия революции Яков Юровский, комендант дома Ипатьева в Екатеринбурге (где произошло убийство), и передал пистолеты, из которых стрелял в царя.
Юровский в сопроводительном письме указывал на "вероятный интерес молодого поколения" к вещественным доказательствам убийства Николая II и его семьи.
В записке бывшего коменданта говорилось, что один пистолет - "системы кольт № 71905 с обоймой и семью патронами". Второй - "системы маузер за № 167177 с деревянным чехлом - ложей и обоймой патрон. Десять штук".
- Из кольта мною был наповал убит Николай, остальные патроны одной имеющейся заряженной обоймы кольта, а также заряженного маузера ушли на достреливание дочерей Николая, которые были забронированы в лифики из сплошной массы крупнейших бриллиантов. И странную живучесть наследника, на которого мой помощник израсходовал тоже целую обойму патронов, - Юровский оставил и подробное описание преступления, которое представлено в экспозиции Музея современной истории (такое название Музей революции получил в 1998-м).
Сам Яков Юровский себя преступником, конечно, не считал. Но Е.Н. Сокольникова в статье "Гибель семьи императора Николая II. Следствие длиною в век" отмечает, что в документе была приписка Юровского по поводу переданного музею оружия: "Без разрешения ЦК ВКП (б) на обозрение не выставлять".
В этой статье, предоставленной "Родине" главным хранителем Государственного центрального музея современной истории России Валерией Каграмановой, подробно описывается, как 9 июня 1935 года оружие было передано сотрудниками музея работникам НКВД.
Сотрудница музея с 1934 по 1941 годы О.Д. Логинова дважды подтверждала факт передачи оружия. В 1948 году она писала: "Все действенное оружие, перечисленное в этом списке, по распоряжению директора Музея Революции летом 1935 года было сдано мною работникам НКВД. В получении оружия работники НКВД расписались... В числе сданного оружия, хорошо помню, была медная перчатка и оружие, из которого был расстрелян Николай Второй и его семья".
В 1955 году О.Д. Логинова почему-то сообщила, что оружие было передано из музея уже в 1937 году:
"Помню, что во двор Музея въехала большая закрытая машина с работниками НКВД, и им через нижнее окно в решетку было передано большое количество разного оружия, в том числе, револьвер, из которого был убит последний Царь Николай Второй".
Сейчас в экспозиции Музея современной истории России можно увидеть кобуру от пистолета Юровского и браунинг Михаила Медведва (видимо, случайно не были включены в список для передачи в НКВД), из которого тоже стреляли в царскую семью.
Интересно, что в статье Е.Н. Сокольниковой проясняется судьба еще одного участника казни Николая II и его семьи - Виктора Нетребина. В публикации "Родины" сказано, что он бесследно исчез в 1935 году. Однако достоверно известно, что в январе 1941 года Нетребин передал в Музей Революции свои рукописные воспоминания июля 1918-го. Тогда их охарактеризовали как "не представляющие ничего нового по сравнению с сообщением Юровского". Но теперь они дополняют картину трагедии.
Так, например, Нетребин сообщал, что "у бывшего царя появлялось желание поговорить с караулом, выяснить интересующие вопросы", а на лицах семьи "были улыбки... они смотрели прямо в глаза".
Бывший караульный в глаза не смотрел, уходил от разговоров. Правда, исполнял для царя и его семьи революционные песни.
- Не знаю, как это было с моей стороны? Может быть, это было слишком грубо? - задавался вопросами Нетребин. - Но это приносило большое удовлетворение мне...
Публикация подготовлена в сотрудничестве с Музеем современной истории России, где до 9 сентября проходит выставка "Три цвета правды", посвященная столетию Гражданской войны в России
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем